Пахомов С.В.

Торчинов Евгений Алексеевич

 Религиоведение. Энциклопедический
словарь. М.: Академический проект, 2006. С. 1072-1073. 

ТОРЧИНОВ Евгений Алексеевич (22.08.1956, Орджоникидзе, ныне Владикавказ – 12.07.2003, Санкт-Петербург) – выдающийся отечественный востоковед-синолог, религиовед. Детство провел в Саратове, где закончил среднюю школу в 1973. В 1973 – 1978 учился на восточном факультете Ленинградского гос. университета, который закончил с отличием. В 1981 – 1994 последовательно являлся сотрудником Государственного музея религии и атеизма и сотрудником Института востоковедения (Ленинградский филиал). В 1994 защитил докторскую диссертацию на тему, связанную с даосизмом. С 1994 и до конца жизни – преподаватель философского факультета СПбГУ, где в 1998 возглавил кафедру философии и культурологии Востока, созданную им самим и не имевшую аналогов в России. В 1993 организовал и возглавлял до 1998 петербургское отделение международного общества «Фо гуан» («Свет Будды»), занимавшееся распространением знаний о буддизме. Т. внес вклад в развитие как буддологии, так и даологии. Он был автором ряда ценных переводов буддийских и даосских текстов с китайского языка, глубоко проанализировав их и дав им оригинальное истолкование. Т. показал, что даосизм представляет собой автохтонную китайскую религию, вобравшую в себя различные местные традиции. Даосизм, по мнению Т., это идеологическое образование с полиморфной структурой: в нем можно выделить: 1) религиозную философию, 2) религиозную доктрину и 3) психофизиотехнику, к которой примыкает культовая ритуальная практика. Т. предлагает делить историю даосизма на два больших этапа: период формирования целостной даосской традиции (до 2 в. н. э.) и период эволюции собственно даосизма; оба эти периода, в свою очередь, делятся на ряд промежуточных. В области собственно религиоведения Т. – автор оригинального подхода, основанного на идеях юнгианской и трансперсональной психологии С. Грофа. Фундаментом религии Т. считает опыт переживания отдельным индивидом неких запредельных («архетипических» и «трансперсональных») состояний, причем этот опыт, несмотря на разницу в языке описания, в принципе тождествен в разных религиозных традициях. Тем самым Т. отстаивает единство религиозного опыта, что отличает его подход от подхода У. Джеймса. Из индивидуальных трансперсональных переживаний вырастают все атрибуты отдельно взятой религии: ее доктрина, ритуально-обрядовая сторона, мифология, и т. д. Т. выстраивает типологию религий в зависимости от вида и характера функционирования в них трансперсонального опыта и особенно выделяет «религии чистого опыта» (индуизм и буддизм) как наиболее близко соприкасающиеся со своими глубинными трансперсональными корнями. В целом методология Т. выдержана в русле психологии религии.

 

Сочинения: Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993; Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У чжэнь пянь). Перевод, предисловие, комментарии. СПб., 1994; Религии мира. Опыт запредельного. СПб., 1997; Гэ Хун. Баопу-цзы. Перевод, предисловие, комментарии. СПб., 1999; Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000.