Тань Аошуан

Китайская картина мира: язык, культура, ментальность

Монография посвящена китайской модели мира - пространства, времени, семантике размера, значимости чисел в концептуализации мира китайцами. Здесь также рассматриваются этические идеалы конфуцианцев, связанные с ментальностью Срединного пути. Делается попытка определения локализации чувств в наивной картине мира китайцев, вскрывается смешение у них интеллектуального и эмоционального. В конце первой части при помощи аппарата лингвистики текста выявляется феномен раздвоения и растроения личности в современной художественной литературе благодаря нестандартному использованию местоимений. Вторая часть монографии посвящена культурным категориям: концепту любви, отношениям между человеком и природой, понятиям, аналогичным нашему понятию "душа", коннотациям эстетического понятия mei, категории тоски в классической китайской поэзии. Автор исходит из концепции внутренней формы языка Гумбольдта, анализ частично основывается на построении семантико-ассоциативных полей исследуемых ключевых слов.

 

Содержание

 

Предисловие

 

Часть I. Модель мира
 Человек и пространство 
 О модели времени в китайской языковой картине мира 
 Способы фрагментирования действительности 
 Семантика размера: сходство и различия 
 Значимость чисел в концептуализации мира китайцами 
 Модель этического идеала конфуцианцев 
 Ментальность Срединного пути 
 Локализация органов чувств в наивной картине мира китайского языка 
 Полифония местоимений в творчестве первого китайского нобелевского лауреата Гао Синцзяня 
 Язык динамического мира в макро- и микропространстве

 

Часть II. Культурные категории
 Китайский концепт любви в свете современной лингвистики 
 Реконструкция представлений китайцев о судьбе по фразеологизмам 
 Культурная категория junzi в зеркале отношений человека и природы 
 Китайское слово «душа» и китайский концепт души как двухуровневое образование, или История о забытой душе 
 Коннотации ключевого эстетического слова mei в китайском языке 
 Загадка иероглифа luan — беспорядок или порядок? 
 Категория тоски в классической поэзии (на материале творчества Аи Юя и Аи Цинчжао) 
 Библиография

Тань Аошуан. Китайская картина мира.pdf
Adobe Acrobat документ 8.5 MB