ИКОНОГРАФИЯ ВАДЖРАЯНЫ

Альбом под ред. Бонгард-Левина Г.М

Б15     Иконография Ваджраяны. Альбом. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2003. 624 с. Ил.

ISBN   5-287-00033-2

 

 

Альбом «Иконография Ваджраяны» богато иллюстрированное издание, посвященное тантрическо­му искусству Ваджраяны. Впервые публикуются танки и серии из 156 цакли (миниатюрных изображе­ний божеств) из фондов музеев Бурятии. Анализируется стиль, иконография, символика искусства Вадж­раяны,или «Алмазной Колесницы». Живописные свитки-танка, миниатюры-цакли и скульптура отображают великолепие и утонченность искусства Индии, Китая, Монголии и Тибета.

Иллюстрации в альбоме размещены таким образом, чтобы они соответствовали одному из канониче­ских порядков ваджраянской иконографии («Сборник 300 бурханов») и давали наглядное представле­ние о таких многосоставных символических формах, как мандала, цокшин. Альбом «Иконография Вадж­раяны», в отличие от других получивших известность публикаций на эту тему, представляет разновидности стиля ваджраянского искусства цинского Китая, Тибета, Монголии, Бурятии как проявлений эстетичес­ки цельного комплекса. Уникальная черта иконографических собраний бурятских монастырей-дацанов -наличие канонических образцов разных школ тибетской Ваджраяны. Издание включает в себя 600 цвет­ных иллюстраций, библиографию, словарь.

 

ВВЕДЕНИЕ

«Иконография Ваджраяны» - первый из серии альбомов «Ars Buddhica», посвященных искусству и культуре буддизма. Богатейшее наследие одного из его ответвлений - центрально-азиатской (тибетско-монгольской) Ваджраяны, к сожалению, до сих пор мало известно в нашей стране, хо­тя Россия в лице своих буддийских регионов: Бурятии, Калмыкии, Тувы и их соседей - является одним из мест, где эта культура развивалась и сохранялась. Здесь в рамках общих центральноа-зиатских традиций были созданы вполне самоценные, уникальные, имеющие огромную культур­ную, художественную, научную ценность произведения.

Бесспорно, культурной сенсацией может быть переоткрытие и показ замечательных скульптур, созданных в конце XIX века в рамках школы С.-Ц.Цыбикова, поражающих свой утонченной выра­зительностью, способностью донести «бесконечную сострадательность» и совершенство красоты, лежащие в основе буддизма.

Авторы и издательство попытались дать максимально возможно полное и системное издание буд­дийской иконографии. Иконографический канон Ваджраяны может быть по достоинству оценен только в целостности, полноте представленных типов божеств, линий преемственных передач тантр, мандал, цокшинов. Ваджраянское изобразительное наследие Бурятии отражает в целом многообразие и сложный состав буддийской иконографии Махаяны. Сведение в один последова­тельный изобразительный ряд тех или иных персонажей дает уникальную возможность отследить иконографическую специфику персонажа пантеона, что чрезвычайно важно для понимания при­роды изобразительного искусства Ваджраяны. Собранный и описанный материал позволяет авто­ру располагать его таким образом, чтобы ввести адресата своего альбома в структуру, канон, ико­нографию искусства Ваджраяны.

Иконография искусства Ваджраяны насчитывает сотни персонажей, выступающих под разными формами в контексте огромного количества иконографических и ритуальных текстов, а также предыдущего развития и раскрытия буддизма в целом.

Существует колоссально сложная из-за количества видов и типов персонажей проблема иденти­фикации, номинации, классификации по текстам - тантрам и садханам - иконографического ис­кусства.


Вальбоме проблема классификации персонажей решалась на материале около 1000 (отобрано -600) живописных танок-свитков, мандал, аппликаций и вышивок, скульптур, миниатюр-цакли. Очень трудоемка и не унифицирована эстетическая терминология, иконографические эквивален­ты. В выполненной работе приведены в единообразный вид семантические значения многих по­нятий, используемых для описания тантрийских произведений. Издание снабжено словарем имен, терминов, названий, понятий.

Представленные в альбоме образцы иконографии хранятся в музеях Бурятии: Историческом му­зее им. Хангалова, Кяхтинском краеведческом музее им. Обручева. Благодаря подвижническим усилиям сотрудников, они сохранились до наших дней. Созданные в конце XVIII - начале XX вв. в дацанах Бурятии или завезенные из Тибета, Монголии, Китая, они являлись неотъемлемой частью религиозных церемоний и ритуалов. Культурное значение издания этого иконографичес­кого наследия трудно переоценить. Богатства буддийской культуры в России представляют ту уникальную область, где духовные, эстетические сокровища, имеющие общечеловеческую цен­ность плохо известны в самой России. Наш альбом, по сути, является первым изданием, где дела­ется попытка исправить это положение.

Идентификация божеств (согласно монголизированному тибетскому произношению) и частичная атрибуция коллекции танок, насчитывающей в музее истории Бурятии им. Хангалова несколько тысяч единиц хранения, принадлежат Ж.-Ж. Цыбенову, Д. Дондокову. Научная идентификация и полная атрибуция принадлежат автору-составителю. В отличие от танок, в подавляющем боль­шинстве случаев не имеющих установленного авторства, часть публикуемой в работе скульптуры атрибутируется как принадлежащая С.-Ц. Цыбикову, одна скульптура (Амитаюса) принадлежит Дзанабадзару. Коллекция цакли - раскрашенных изображений божеств небольшого формата -происходит из Краеведческого музея им. П. А. Обручева г. Кяхты, идентифицирована и атрибути­рована составителем.

Издание данного альбома стало возможным благодаря содействию и поддержке множества лю­дей и организаций. В первую очередь издательство хотело выразить благодарность Главе тради­ционной буддийской сангхи России хамбо-ламе Аюшееву. Особую благодарность - Президенту РеспубликиБурятия г-ну Потапову Л.В. и Главе Администрации Агинского национального округа г-ну Жамсуеву Б. Б.

 

Иконография ваджраяны.doc
Microsoft Word документ 3.4 MB