Владимир Николаевич Топоров

Доктор филологических наук (1988), главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ (1992-2005), действительный член Российской академии наук (1990), действительный член Российской академии естественных наук (1993).

 

Направления научных исследований - сравнительно-историческое языкознание; фольклористика; литературоведение (проблемы поэтики, структуры текста, история литературы); исследования в области религии и мифологии, культурологии, духовной культуры, семиотики на материале прежде всего индоевропейских этноязыковых традиций, особенно славянской (с акцентом на русской), балтийской, индоиранской, античной и др.

 

Являлся членом диссертационного совета РГГУ К.064.49.06, членом редколлегий журналов "Вопросы языкознания", "Этимология", членом международного редсовета журнала "Arbor Mundi" ("Мировое древо"), членом Academia Europaea, International Semiotic Society, International Language Origin Society, член International Philosophic Peirce Society, почетным членом Академии наук Латвии, доктором honoris causa Университета в Вильнюсе, членом Семиотического общества США, членом редколлегий журналов "Linguistica Baltica", "International Journal of Poetics", "Kodikas", "Proverbium" и др.

 

Лауреат Государственной премии РФ (1990), премии А.И. Солженицына (1998), премии Андрея Белого (2004). Награжден орденом Гедиминаса (Литва), орденом Трех звезд (Латвия). 

 

Автор около 1500 работ.

 

Основные публикации:

 

  • Локатив в славянских языках. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 379 с.
  • Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 270 с. Соавт. О.Н. Трубачев.
  • Славянские языковые моделирующие семиотические системы: Древний период. М.: Наука, 1965. 246 с. Соавт. В.В. Иванов.
  • Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Наука, 1974. 342 с. Соавт. В.В. Иванов.
  • Прусский язык (т. 1—5, 1975—1989, издание продолжается).
  • Пушкин и Голдсмит в контексте русской Goldsmithian’ы: (к постановке вопроса). Wien, 1992. 222 p. (Wiener Slawistischer Almanach, Sonderb. 29).
  • Труженичество во Христе (творческое собирание души и духовное трезвение). 1. Russian literature. XXXIII: Special issue. Amsterdam, 1993. 160 р.
  • Эней — человек судьбы: (к "средиземноморской" персонологии). М.: Радикс, 1993. Ч. 1. 195 с.
  • О мифопоэтическом пространстве: Избр. ст. Pisa: ECIG, 1994. 316 р.
  • "Бедная Лиза" Карамзина: Опыт прочтения: К двухсотлетию со дня выхода в свет. М.: РГГУ, 1995. 511 с.
  • Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс-Культура, 1995. 624 с.
  • Святость и святые в русской духовной культуре. М.: Языки русской культуры, 1995—1998. Т. 1: Первый век христианства на Руси. 875 с.; Т. 2: Три века христианства на Руси (XII—XIV вв.): Память о Преподобном Сергии: И. Шмелев — "Богомолье". 470 с.
  • Древнеиндийская драма Шудраки "Глиняная повозка": Приглашение к медленному чтению. М.: Наука: О. Г. И., 1998. 412 с.
  • Предыстория литературы у славян: Опыт реконструкции: Введение к курсу истории славянских литератур. М.: РГГУ, 1998. 319 с.
  • Странный Тургенев: Четыре главы. М., 1998. 188 с. (Чтения по истории и теории культуры / РГГУ; Вып. 20.)
  • Baltų mitologijos ir ritualo tyrimai. Vilnius: Aidai, 2000. 365 p. [Исследования в области балтийской мифологии и ритуала. Избранное]
  • Miasto i mit / wybrał, przełożył i wstępem opatrzył Bogusław Żyłko, Gdańsk: Słowo/Obraz Terytoria, 2000. 350 s.
  • Из истории русской литературы. Т. 2: Русская литература второй половины XVIII века: исследования, материалы, публикации. М. Н. Муравьев: Введение в творческое наследие. М.: Языки русской культуры, 2001-2003. Кн. 1. 912 с.; Кн. 2. 928 с.
  • Начало литовской письменности. Мартинас Мажвидас в контексте времени (К 450-летию со дня выхода в свет первой литовской книги). Vilnius: Baltos lankos / М.: Дом Юргиса Балтрушайтиса, 2001. 117 с.
  • Przestrzeń i rzecz / tłum. Bogusław Żyłko. Kraków: Tow. Autorów i Wydaw. Prac Nauk. "Universitas", 2003.
  • Петербургский текст русской литературы. СПб.: Искусство, 2003. 612 с.
  • Из истории петербургского аполлинизма: его золотые дни и его крушение. М.: О.Г.И., 2004. 264 с., ил.
  • Исследования по этимологии и семантике. В 3 т. Т. 1: Теория и некоторые частные ее приложения. М.: Языки славянской культуры, 2004. 816 с. (Opera etymologica. Звук и смысл.)

 

Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического

Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Образ. Символ.
Adobe Acrobat документ 17.7 MB

Издательство: Прогресс, Культура, 1995

 

В этой книге собраны основные работы, написанные за последние два десятилетия и посвященные "мифопоэтическому" слою в русской литературе XIX-XX вв., как он представлен рядом художественных текстов. Апология Плюшкина: вещь в антропоцентрической перспективе, 'Господин Прохарчин'. К анализу петербургской повести Достоевского, О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления ('Преступление и наказание'), Петербург и 'Петербургский текст русской литературы' (Введение в тему), Петербургские тексты и петербургские мифы (Заметки из серии), Миф о воплощении юноши-сына, его смерти и воскресении в творчестве Елены Гуро, О 'психофизиологическом' компоненте поэзии Мандельштама, Об индивидуальных образах пространства: 'феномен' Батенькова, 'Минус'-пространство Сигизмунда Кржижановского, О 'поэтическом' комплексе моря и его психофизиологических основах.


Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Том 1, 2

Топоров В. Н. - Мировое дерево. Универса
Adobe Acrobat документ 33.2 MB
Топоров В. Н. - Мировое дерево. Универса
Adobe Acrobat документ 39.4 MB

М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010

 

В книге собраны работы разных лет, группирующиеся вокруг темы мирового дерева. Эти работы, представляющие части обширного замысла, автор считал своим главным научным трудом.
Мировое дерево (arbor mundi, "космическое" древо) - мифопоэтический образ, воплощающий универсальную концепцию мира. Он засвидетельствован практически повсеместно в чистом виде или в вариантах - "древо жизни", "древо центра", "небесное древо", "таманское древо", "древо познания" и т. п. В известном смысле мировое дерево является моделью культуры в целом.
Образ мирового дерева реконструируется на основе мифологических представлений, зафиксированных в словесных текстах разных жанров, памятниках изобразительного искусства, архитектурных сооружениях (прежде всего культовых), утвари, ритуальных действиях.
Впервые публикуются полные авторские версии статей для энциклопедии "Мифы народов мира".


Исследования по этимологии и семантике

Настоящее исследование предполагает три тома общим объемом более 160 авторских листов. Исследуемый материал - лексика индоевропейских языков. В центре книги - этимология славянских, балтийских, индоиранских, италийских языков; предлагаются также и этимологии лексики древнегреческого, фракийского, иллирийского, тохарского, хеттского языков. Объединяющей идеей исследования являются реконструкция и семантика, т.е. определение смысловой мотивации обозначения анализируемого слова. Реализация этих идей имеет непосредственное отношение к анализу весьма древнего пласта индоевропейского праязыка и соображениям и гипотезам, относящимся к ментальности носителей этих языков и процессам порождения смыслов и их эволюции в более поздние эпохи. Этот круг задач и соответствующих проблем органически связан и с другими, нежели лексика и семантика, уровнями языка, прежде всего к генезису некоторых грамматических категорий.
Книга рассчитана на специалистов в области индоевропейских языков, типологии, культурной антропологии, мифологии и ритуала. 

Том 1. Теория и некоторые частные её приложения

с.1-412.djvu
djvu Файл 7.3 MB
с.413-815.djvu
djvu Файл 7.0 MB

Том 2. Индоевропейские языки и индоевропеистика

Топоров.В.Н.-Исследования.по.этимологии.
djvu Файл 93.8 MB

Том 3. Индийские и иранские языки. Кн. 1.

Топоров В.Н. - Исследования по этимологи
Adobe Acrobat документ 5.4 MB