Александр Пятигорский

Буддизм. Лекции в Музее востока

Первая лекция
Буддизм – религия и философия древнеиндийской интеллектуально-аскетической элиты.
Религия и философия; два лица и две стороны так называемого раннего исторического буддизма. Что такое исторический буддизм? Отрицание историзма как уход от истории своей страны и истории мира в целом.

Уход – определяющая черта буддийского аскетизма. Древнеиндийский интеллектуализм как способ радикального изменения своей собственной, личной, и одновременно общественной жизни индивида. 

Буддизм как радикально новая (для древней Индии) версия религии. 

 

001 Буддизм 01.10.2006 музей Востока.mp3
MP3 аудио файл 50.1 MB

Вторая лекция 
Срединность – первая аксиома буддийской философии.
1. Понятие и категория срединности в древнеиндийской философии.
2. Срединность – высшее философское состояние мыслящего человека.
3. Благородный Восьмеричный Срединный Путь как исходная позиция любого философствования в буддизме.
4. Что такое «Благородный»?

002 Срединность 04.10.2006 музей Востока
MP3 аудио файл 52.8 MB

Третья лекция 
Буддизм – философия страдания и избавления от страдания. Страдание – вторая аксиома буддийской философии. Четыре истины о страдании.
Аксиома страдания. Страдание в буддизме является бытийным, а не субъективным психологическим состоянием. Объективность страдания в буддийской философии. Кто или что страдает? Понятие субъекта, индивида и личности в буддийской философии. Ранние наметки буддийской философской антропологии. 

003 Страдание 08.10.2006 музей Востока.m
MP3 аудио файл 65.2 MB

Четвертая лекция
Буддийское философское учение о дхармах. Постулат о дхармах – третья аксиома, лежащая в основе буддийского философствования.
1. Множественность постулатов – главная отличительная эпистемологическая черта буддийской философии.
2. Тезис о несуществовании «Я» как один из возможных выводов из первоначальной концепции дхарм.
3. Ограниченное отрицание онтологии в буддийской философии: ничто не есть, все «возникает», «становится» и «оказывается». В какой мере можно говорить о буддийской философии как о философии универсального релятивизма?
4. Взаимообусловленное Происхождение как чисто философский способ представления о вселенной во времени и пространстве.
5. Понятие времени в буддийской философии. Время не является феноменом, оно вторично и производно от мышления.
6. Кто или что мыслит, думает? Мышление, думание в буддийской философии не являются психологическими феноменами и не более чем вторично связаны с органами чувств, механизмом восприятия и психикой в целом.

004 Дхарма 13.10.2006 музей Востока.mp3
MP3 аудио файл 62.8 MB