Н. А. Тарасенко

К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ САРКОФАГА Spj (Cairo CG 28083)

Деревянный саркофаг Spj (Ш) (В 1С = Cairo CG28083 = JE32969; XII дин., Среднее царство), происходящий из гермопольского некрополя эль-Берше, представляет особый интерес для исследования, поскольку обладает необычайно ценным и богатым для своего времени изобразительным оформлением, в том числе и уникальным изображением божества, интерпретации образа которого посвящена настоящая статья. Этот рисунок1 сопровождает текст изречений 758—759 Текстов саркофагов (СТ VI, 387-389 (прообраз BD 131 (без виньетки)), помещен на внутренней стороне головной торцевой стенки и показывает божество (с лицом несколько непривычно для египетской иконографии развернутым в анфас) в короне 3tf2, обрамленной бараньими рогами и змеями, сидящее на троне с подписью hh.w «миллионы (лет)», окруженное пятью черными и четырьмя красными концентрическими овалами, связанными с образом змея Мехена (СТ VI, 387n)3. В правой руке у божества скипетр-w3s, а в левой - знак жизни cnh.

Существует несколько мнений относительно идентификации этого божества и окружающей его композиции. Уже первый издатель саркофага для "Catalogue General" П. Лако, а позднее и У. Люфт, усмотрели в нем Осириса4. В окружающих божество овалах красного цвета У. Люфт видит «огненные каналы»: в тексте они обозначены как w3w.t sdt - «дороги пламени» (СТ Sp.758, VI, 387b\ омывающие, по У. Люфту, остров Осириса — «Елисейские поля», т. е. Поля Иолу5.

37

Ниже они также обозначены как w3w.t [Mh]n - «дороги [Мех]ена» (СТ Sp.759, VI, 389d+fn.1*). При этом, делать вывод о том, что представлена «карта» именно Полей Налу, невозможно, поскольку они не упоминаются в связанных с рисунком изречениях 758-760 Текстов саркофагов, но в том, что «дороги пламени / Мехена» окружают некую область, сомневаться не приходится, к чему мы вернемся ниже. Я. Зан-ди, П. Пиккионе, Б. Бейке и А. О. Большаков персонифицируют божество рисунка как Ра6. А. О. Большаков также отмечает, что это единственный пример «изображения богов помимо карт» потустороннего мира на саркофагах Среднего царства7. Однако, композиция определенно представляет собой «карту» и, следовательно, не выходит за рамки общей тенденции, характерной для оформления саркофагов в Среднем царстве: показывать божества только в картах-путеводителях по Инобытию. Черные овалы Я. Занди и А. О. Большаков схожим образом интерпретируют как символическую передачу образа Мехена8, что очень правдоподобно в силу непосредственной привязки к тексту соответствующих изречений. Близкое мнение высказывают также М. А. Чегодаев, П. Пиккионе и Б. Бейке9. Особое мнение, не поддержанное, кажется, никем из египтологов, высказал X. Ранке: он усмотрел в божестве рисунка непосредственно антропоморфный образ змея Мехена10. Все же, наиболее правомерной нам представляется интерпретация московского египтолога М. А. Чегодаева, который персонифицирует существо под именем Pa-Осирис11 и остроумно предполагает12, что овалы вокруг — него это «мандала» — своеобразный «туннель, ведущий в иной мир, а окруженное ею божество видится как бы сквозь туннель, находится на другом его конце»13.

38

Хотя египтяне не оставили к рисунку конкретной подписи, позволившей бы точно идентифицировать это существо (совокупность текстуального материала изречений, связанных с рисунком, как отмечалось, указывает скорее на сущность Ра)14, его солярно-осирические иконографические атрибуты наводят на мысль о том, что это, возможно, самый ранний графический образ синкретического Ра-Осириса15. Подчеркнем, что совмещение в рисунке божества на саркофаге Spj солярных и осирических элементов признают все исследователи, даже те, кто более склонен видеть в нем Ра16. Однако М. А. Чегодаев, в противоположность общему мнению, никаких иконографических признаков Ра здесь не усматривает, полагая, что «это, безусловно, Ра», но только по тексту17, а по всем «внешним» признакам - это Осирис (т. е. «Ра в тексте — это Осирис на изображении»18). Главным аргументом автор считает наличие «осирической» короны 2(/*9, но, во-первых, как справедливо отметил П. Пиккионе, корона божества здесь не обязательно Itf, но, возможно, стилизация под нее; во-вторых, в Среднем царстве корона #/* была характерна также для Хора и Ра20; и, в-третьих, как быть со скипетром-и>£у и cnh? По мнению исследователя, поскольку Ра только описывается в тексте, а Осирис только изображается, то формирование фигуры «Pa-Осириса» происходит исключительно посредством «скрещивания» (синтеза) двух «языков египетской культуры» - текста и изображений21, что, как видим, достаточно спорно. В то же время одна особенность иконографии божества на саркофаге В 1С, подмеченная исследователем, подсказывает, как нам представляется, ключ к общему пониманию сущности этого персонажа — это его анфасное изображение: подобным способом показывались только «обитатели иного мира, путь которым в наш мир закрыт. Они находятся в ином мире... Осирис — царь иного мира и

39

принадлежит целиком только ему»22. Б. Бейке, впрочем, придерживается прямо противоположного мнения: на его взгляд, «фронтальное» положение лица — признак как раз солнечного божества, в то время как 3tf— Осириса23. В иконографии Ра мы не видим этому какого-либо веского подтверждения и, следовательно, мнение М. А. Чегодаева в данном вопросе более справедливо.

Таким образом, мы полностью солидарны с М. А. Чегодаевым в идентификации существа на саркофаге В 1С как Pa-Осириса, но считаем, что формирование его образа происходит не только способом тек-сто-изобразительного синтеза, но и путем прямого совмещения их иконографических атрибутов на изображении, что, безусловно, нельзя игнорировать.

М. А. Чегодаев справедливо акцентирует внимание на необходимости комплексного подхода к изучению значения декоративной и текстуальной составляющих оформления саркофагов24, беря в расчет место расположения тех или иных изречений и изображений, их взаимосвязь между собой и с положением помещенной в саркофаг мумии25 (но в его статье, предлагающей такого рода комплексное исследование, все же есть некоторые натяжки). Исследователь подчеркивает, что рисунок божества на саркофаге расположен на головной торцовой внутренней стенке (северной), т.е. у изголовья, и несколько смещен вправо, находясь, таким образом, как бы перед глазами лежащего на левом боку головой на север Spj26, что, несомненно, очень значимо. При этом вполне справедливо и мнение о том, что объяснение того, почему изображение божества помещено именно здесь, необходимо искать «на других досках саркофага, примыкающих к головной» тен-ке27, и в первую очередь — на днище, где помещен особый и, видимо,

40

локальный (гермопольский) «раздел» корпуса Текстов саркофагов: гик называемая Книга двух путей29 — первый изобразительный путеводитель по миру Инобытия. Текст Книги двух путей размещен в двух регистрах, описывающих движение человека в загробном мире по суше и по воде (что и дало соответствующее название) и читается справа налево, т. е. начальные изречения обеих регистров расположены у изголовья, а конечные — у ног. Исключением является саркофаг B12C, где первый регистр читается справа налево и начинается у изголовья, а второй «возвращается» в противоположном направлении — от ног к 1Ч)лове, слева направо так называемым «обратным» направлением письма ("retrograde writing"), впервые появившемся в Текстах пирамид30 и получившем в дальнейшем развитие в Книге Мертвых31. Очень симптоматично, что путь, «пройденный» покойным по карто-графированному миру Книги двух путей, заканчивается вхождением в Двери горизонта32, за которыми пребывает Владыка Вселенной (nb-r-dr), и текстом знаменитого 1130-го изречения, «в котором Бог объясняет, как он творил мир и чем закончится жизнь мироздания»33. Указав на значимость Книги двух путей для понимания изображения божества на торцевой стенке саркофага, М. А. Чегодаев далее объясняет помещение рисунка престола Pa-Осириса «перед глазами» усопшего, тем, что он должен был видеть его «не с точки зрения сторонне-И) наблюдателя, а именно так как он, покойный Сепи, видел бы божий престол, к которому он направляется (курсив наш. — Н.Т..)»34. То, что покойный был включен в микрокосм декора саркофага как дейст-вующее лицо (и при том, главное) абсолютно верно, но в общей ин-

41

терпретации изобразительной программы саркофага исследователь допускает две существенные неточности. Во-первых, движение души усопшего, по «миру» Книги двух путей, происходит в направлении от головной торцевой стенки к задней, а не наоборот. Иначе говоря, рисунок помещен в самом начале путешествия, а не в его конце. Другими словами, утверждение М. А. Чегодаева о том, что направлением движения Spj был «божий престол» с фигурой Pa-Осириса на головной торцевой доске, нельзя признать правильным: наоборот, путь усопшего формально от него начинался. И во-вторых, необходимо отметить, что для того, чтобы этот престол увидеть, воскресшему Spj все же следовало направить свой взгляд несколько выше, а вот непосредственно перед его глазами, обращенными на восток, на правой боковой стенке саркофага35, было помещено другое знаменитое изображение — карта Полей Хотеп (htp) 465/466 изречений Текстов саркофагов (СТ V, 36lf6, ставшая прообразом 110-й главы Книги Мертвых, о чем М. А. Чегодаев почему-то умалчивает (упоминая лишь факт наличия самого изречения на этой стенке37). А ведь именно Поля Хотеп были тем местом, куда в конечном итоге попадал умерший. Поэтому-то его взгляд и «упирался» в их изображение, как в желаемую финальную точку посмертного путешествия38.

Дилемма может быть объяснена гипотезой П. Пиккионе (видимо, неизвестной М. А. Чегодаеву). Американский исследователь, развивая мысль, высказанную еще в 1920 г. X. Ранке39, связывает овальные «дороги» (wlw.t Mhn) рисунка, окружающие божество на саркофаге Spj с игрой mhn, известной с додинастики и вплоть до «времени болезни» I Переходного периода, когда ее правила (которые, как и в случае с snt, сегодня достоверно не известны) были забыты40. От более позднего

42

времени сохранились предметы из погребального инвентаря, имитировавшие игральную доску mhn. Новым царством датируется так называемый «votive object» из голубого фаянса (Chicago, Field Museum of Nat. History № 31009) диаметром 25 см и толщиной 1-2 см41. В Са-исский период «неомемфисского ренессанса» изображения игры в mhn, подражающие староегипетской гробничной росписи, вновь появляются на стенах усыпальниц знати (известно по меньшей мере два случая)42, что, однако, не означает, что были восстановлены давно забытые правила этой игры. Любопытно отметить, что имитации «mhn-table», похоже, существовали еще до Раннего царства — это, к примеру, небольшой «амулет» из ляпис-лазури из коллекции Ф. Питри (London, Petrie Mus. UC 3865543) - «додинастический», но, к сожалению, бесконтекстный.

Игральная доска для игры в mhnmhn-table»)44 представляла собой фигуру свернувшегося в спиральные кольца змея Мехена45 (London, Petrie Mus. UC 2045346), что действительно очень напоминает ситуацию с рисунком у Spj. П. Пиккионе вполне аргументированно доказывает, что игра в mhn (как и игра в snt) отображала путешествие но загробному миру, т. е. во время игры происходило продвижение по тем же «дорогам Мехена» (wlw.t Mhn), что и в случае с «каналами» на саркофаге В1 С, чем и объясняется их взаимосвязь. Но здесь напрашивается еще одна параллель, подсказывающая причину изображения «дорог Мехена» на нашем саркофаге в «начале пути». Это другая египетская настольная игра - snt, также известная с очень раннего времени (с I династии), и также, как и mhn, отображавшая путешествие умершего по путям потустороннего мира (но это достоверно лишь с Нового царства)47. Симптоматично, что именно с изображения игры в mt начинается иллюстративный ряд виньеток 17-й главы Книги Мерт-

43

вых, причем второго игрока напротив усопшего на этих виньетках нет48, что, видимо, указывает на его игру с невидимыми силами Инобытия или, как полагает П. Пиккионе, с другим невидимым оппонентом — собственной душой49. Упоминание snt вынесено также в заглавную рубрику 17-й главы50 — единственный подобный случай для Книги Мертвых. Это можно считать своеобразным маркером начала путешествия усопшего по загробному миру51, которое поэтапно раскрывается в последующих рисунках и тексте 17-й главы52. Видимо, этими же причинами объясняется и помещение изображения «дорог Мехена» к Pa-Осирису, тождественных «дорогам Мехена» в соответствующей игре, к началу путешествия умершего на саркофаге Spj. Крайне важно, что судя по сохранившимся описаниям, в игре mhn путь игральных фишек продвигался от хвоста к голове змея, т. е. от периферии к центру53. В случае с каналами «дорог Мехена» на саркофаге Spj в середину был помещен Ра-Осирис — т. е. именно он, и та местность, где он находился, и были конечной точкой путешествия усопшего по «огненным каналам» / «дорогам Мехена». Это же путешествие в микрокосме саркофага разворачивалось под ноги Spj и в Книге двух путей, т. е. значение и сцены с Pa-Осирисом на торцевой доске, и Книги двух путей должно было быть тождественным. И здесь для нас интересно, чем заканчивается Книга двух путей: это, как отмечалось, 1130-е изречение Текстов саркофагов, которое начинается

44

(как монолог демиурга) с упоминания Мехена в космогоническом контексте замысла четырех великих деяний Творца (whm.i n.tn sp.wi nfr.wi irj.n n.j ib.i ds.i m-hnw Mhn n mrw.t sgr.t isf.t: «Повторяю я вам второй раз: [О, как] прекрасно сотворенное для меня сердцем моим внутри Мехена чтобы умолкло зло» (СТ VII, 462b-c)54) а ниже сообщается сюжет, ставший прообразом для 175-й главы Книги Мертвых55: по прошествии «миллионов лет» (hh.w т rnp.wt), отделяющих Лтума(-Ра) от Осириса (букв.: «утомленного сердцем, сына Геба» -wrd-ib s3 Gbb), произойдет их встреча, знаменующая конец мира, но загадочное место их встречи прямо не названо, а обозначено как s.t wr.t — «место одно»:

Iw n.i rnh ink nb.fn nhmm wis m dr.t.i iw irj.n.i hh.w m rnp.wt m im.i-wtj.i r wrd-ib pf si Gbb hmsj.kl.n m $.t wc.t iw il.wt r niw.wt ts-phr in hw.t w$.s hw.t (СТ VII, 467b-468b):

«Я обладаю жизнью (cnh) я владыка ее, мой скипетр-w3s не будет отнят. Я поместил (букв.: «сделал») миллионы лет между собой и этим утомленным сердцем, сыном Геба. [Затем] мы воссядем с ним в месте одном [и] холмы обратятся в города, а города в холмы (т. е. в руины. - Н. Т.), и поселение будет разрушать поселение». Не является ли наш рисунок с престолом Pa-Осириса, на котором, как отмечалось, имеется единственная надпись: hh.w — «миллионы лет», визуальным отображением описанного в 1130-м изречении эсхатологического события, финального для Книги двух путей у Spj -т.е. тем самым s.t wc.t - «местом одним» (но не Полями Налу, как полагает У. Люфт), где через миллионы лет произойдет встреча Ату-ма(-Ра) и Осириса в конце существования мироздания? Обращает на себя внимание тот факт, что в приведенном фрагменте 1130-го изречения упоминаются, по сути, все атрибуты, присутствующие и в изо-

45

бражении божества на торцевой доске саркофага Spj: жизнь-гл/г, ски-петр-w3s, hh.w - «миллионы (лет)», корона-3tf — осирический атрибут

«сына Геба». Любопытна и локализация встречи богов: wcJ - «место одно», как переводят с редким единодушием все исследователи (чего не скажешь, например, об i3.wt или hw.t в последнем предложении, где имеются серьезные разногласия в понимании смысла слов56). Можно предположить, что дать конкретное наименование некой местности, где после конца существования мира (т. е. в безграничных водах океана Нуна) произойдет встреча Атума(-Ра) и Осириса, видимо, было непростой задачей даже для египетских теологов - поэтому дано абстрактное «место одно». М. А. Чегодаев предлагает иное прочтение для т s.t wc.t как «на одном престоле»57, видимо исходя из

идеографического значения «=±J (= Q1) как «seat» (Gardiner A. Grammar, 500), «Sitz» (Wb., IV, 1-2 (I)), но и в этом случае «престол» (/ «трон») двоичного божества, как видим, непосредственно представлен на изображении (к тому же подписанный как «миллионы [лет]»), только доказывая близость письменного и графического описаний сюжета, которые, вполне очевидно, не просто дополняют, а «дублируют» друг друга. Подчеркнем, что встреча с объединенным образом (Атума-)Ра и Осириса завершает как странствия Spj по «дорогам Мехена» на рисунке головной торцевой стенки, так и путешествие «двумя путями» по днищу саркофага у ног мумии. Очевидно, вступительное изображение Pa-Осириса внутри «дорог Мехена», задача добраться к которому ставится тексто-изобразительной программой саркофага в начале посмертного путешествия, завершается описанием сущности этого образа в конце пути — в 1130-м изречении Текстов саркофагов. В этом случае в изображении Pa-Осириса на саркофаге Spj отображены эсхатологические представления5, раскрытые в указанном (финальном) 1130-м изречении и определенно не связанные с циклическим (и спорадическим) образом Pa-Осириса в Новом царстве — III Переходном периоде, когда сущность и существование этого божества, проявляв-

46

шиеся в результате еженощной встречи и слияния душ-b3 Солнца-Pa и Осириса, были четко ограничены границами Преисподней и ночи.

1 СТ VI, 386; Luft U. A Different World — Religious Conception // Egypt. The World of the Pharaohs. Koln, 1998. P. 422, III. 10. Чегодаев M. А. Папирусная графикаДревнего Кгипта. М., 2004. Илл. 2. PiccioneP. A. Mehen. Mysteries and Resurrection from the Coiled Serpent // Journal of the American Research Center in Egypt. Boston, Cairo, 1990. Vol. 27. P. 45, Fig. 1.

2 По мнениюП. Пиккионэ, это, строго говоря, не 3tf, но «а crown reminiscent of an Uf» (Piccione P. A. Mehen. P. 44; подробнееоб иконографии: Abubakr Abd el M. J. Untursuchungen uber die agyptischen Kronen. Inaugural-Dissertation. В., 1937. S. 7-24).

3 Backes B. Das alta'gyptische «Zweiwegbuch». Studien zu den Sargtext-Sprflchen 1029-1130 / Agyptologische Abhandlungen. Bd. 69. Wiesbaden, 2005. S. 361.

4 Lacau P. Sarcophages anterieurs au Nouvel Empire. 1. Nos 28001-28026 / Catalogue (Jerieral des Antiquites Egyptiennes du Musee du Caire. Le Caire, 1904. P. 175. Luft U. Op. cit. P.422, Ш. 10.

5Luft U. .Op.cit P. 422, III. 10.

6 Zandee J. Death as an Enemy according to Ancient Egyptian Conception. Leiden, 1960. P. 164, fh. 10. Piccione P. A. Mehen. P. 44. Backes B. Op. cit. S. 361. Большаков A. O. Изображение и текст: два языка древнеегипетской культуры // ВДИ. М., 2003. № 4. С. 14.

7 Большаков А. О. Указ. соч. С. 14.

8 Zandee J. Op. cit. P. 164-165. Большаков А. О. Указ. соч. С. 14.

9 Чегодаев М. А. Саркофаг Сепи из Египетского музея в Каире и два языка египетской культуры // Петербургские египтологические чтения 2005. СПб., 2006. С. 195-198. Piccione P. A. Mehen. Р. 44-46. Backes В. Op. cit. S. 361-364.

10 Ranke Н. Die altagyptische Schlangenspiel // Sitzungsberichte der Heidelberg Akademie der WiBenschaften. Bd. 4. Heidelberg, 1920. S. 19.

11 Чегодаев M. А. Папирусная графика. С. М.Он же. Саркофаг Сепи. Passim.

12 Хотя ссылка на психоаналитические исследования К.-Г. Юнга, как нам представляется, здесь не может быть решающим аргументом.

13 Чегодаев М. А. Папирусная графика. С. 18, прим. 36. Он же. Саркофаг Сепи. С.194,201-202.

14 Например СТ VI, 387п: ir wnn.t Mhn pwy pw n(.i) Rc — «Что до Мехена этого — он принадлежит Ра (доел: <«он тот, что (к) Ра»>». М.А. Чегодаев допускает пере-вод последней фразы как «окружает он Ра» (?) (Чегодаев М. А. Саркофаг Сепи. С. 204, прим. 12).

15 См.: Тарасенко К А. Древнеегипетское синкретическое божество Ра-Осирис: иконографический аспект образа // Схидний Свгг. К., 2006. № 3. С. 66-85.

16 Backes В. Op. cit. S. 361; ср.: Piccione P. A. Mehen. Р. 44.

17 Чегодаев М. А. Саркофаг Сепи. С. 200.

18 Там же. С. 202.

19 Там же. С. 195,200. 20AbubakrAbd el M. J. Op. cit. S. 20.

21 Чегодаев M. А. Саркофаг Сепи. С. 200,202.

22 Чегодаев М. А. Папирусная графика. С. 17-18, прим. 35. Он же. Саркофаг Сепи. С. 195.

23 Backes В. Op. cit. S. 361.

24 Непревзойденным образцомтакого рода исследованияостается работа X. Вил-лемса {Willems Н. О. The Coffin of Heqata (Cairo JdE 36418): a Case Study of Egyptian Funerary Culture of the Early Middle Kingdom // Orientalia Lovaniensia Analecta. Leuven, 1996. T. 70).

25 Ср.: Niwinski A. Untersuchungen zur ägyptischen religiosen Dconographie der 21. Dynastie // Gottinger Miszellen. Beitruge zur agyptologischen Diskussion. Gottingen, 1989. Bd. 109.

26 Чегодаев M. А. Саркофаг Сепи. С. 194-195,202.

27 Там же. С. 200.

28 См.: Хазова Ю. В. Jenseitsfuhrer номархов Заячьего нома // Петербургские егип-ннкн ические Чтения 2004. Тезисы докладов. СПб., 2004. С. 24-25. Чегодаев М. А. Папирусная графика. С. 17-18, прим. 31. Но ср.: Тарасенко И. А. К вопросу об эволюции И к Хранительных путеводителей по загробному миру в Древнем Египте // Труды Центра •гиитология им. В. С. Голенищева РГГУ. Вып. 2. М., 2005. С. 108-109.

29 Новейшее исследование и перевод: Backes В. Op. cit.

30 HornungE. The Ancient Egyptian Books of the Afterlife. Ithaca, L., 1999. P. 5.

31 Чегодаев M. А. Папирусная графика. С. 91-95.

32 «Двери / врата горизонта» (sbhJ 3h.t) - объект сакральной («фантастической») топономики из сферы солярных представлений - место утреннего выхода Солнца из Преисподней на восточном горизонте (т.е. восхода в земном мире). В Поздний период известно и реальное «священное место» с таким названием, локализуемое в Гелиополе и связанное с погребением («могилой») Осириса (Bickel S. Die Jenseitsfahrt des Re nach Zeugen des Sargtexte // Ein ägyptisches Glasperlenspiel. Agyptologische Beitrage fur Hornung aus seinem Schulerkreis / Hrsg. von A. Brodbeck. В., 1998. S. 51).

33 Чегодаев M. А. Саркофаг Сепи. С. 200.

34 Там же. С. 203.

35 Т. е. на восточной стенке, на которой на среднеегапетских саркофагах помещалось изображение двух глаз или, как в случае с нашим Spj (В 1С) ~ ложной двери.

36 Piankqff A. The Wondering of the Soul // Bollingen Series. Vol. XL: Egyptian Religious Texts and Representations. Vol. 6. N. Y., 1972; Fig. 1. Lacau P. Op. cit. PI. 28.

37 Чегодаев M А. Саркофаг Сепи. С. 204, прим. 14.

38 Lesko L. The Field of Hetep in Egyptian Coffin Texts // Journal of the American Research Center in Egypt. Boston - Cairo, 1971-1972. Vol. 9. P. 89-101.

39 RankeH. Op. cit

40 Piccione P. A. Mehen. P. 46-47. Kendall T. Schlangenspiel // Lexikon der Agyp-tologie / Begr. von W. Helck, E. Otto. Hrsg. von W. Helck, W. Westendorf. Bd. V. Wiesbaden, 1984. KoL 653-654. Первое письменное упоминание этой игры содержится в списке жертвоприношений в мастабе Рахотепа в Мейдуме {Kendall Т. Op. cit Kol. 653). Перечень староегипетских гробниц V-VI династий в Гизе и Саккара, где имеются изображения игры в mhn см.: Ibid. Kol. 655, fn. 8. Mhn и snt были известны и популярны также за пределами Египта, в частности, на Кипре (со времени египетского Старого

царства) причем, в отличие от долины Нила, и на протяжении II тыс. до н.э.

(Ibid. Kol.).

41 Piccione P. A. Mehen. P. 51, Fig. 4.

42 PM I2, 1,65. Piccione P. A. Mehen. P. 47. Kendall Г. Op. cit Kol. 654, 655, fh. 12. 45 Petrie F. Amulets: Serpent section, 25, § 96e (Нагада, додинастический период).

44 Ha сегодняшний день в различных музейных собраниях известно тринадцать или немногим более экземпляров игральных досок mhn (Piccione P. A. Mehen. P. 46). 44 Piccione P. A. Mehen. P. 46-52; 46, Fig. 3.

45 Petrie F. Amulets: Serpent section, 25, § 96f (pi. 47): «limestone, prehistoric, large amulet to hang in house».

47 См.: Piccione P. A. The Historical Development of the Game of Senet and Its Mignificance for Egyptian Religion. Ph. D. Dissertation, University of Chicago, 1990 (особенно ( hup. IV) (non vidi).

48 Равно как и на идентичных этой виньетке сценах новоегипетской гробничной росписи. Единственными двумя известными мне исключениями являются рисунки в гробницах Nb-n-m3.t (ТТ219, Дейр эль-Медина, время Рамсеса II) (Saleh М. Das Toten-buch in den thebanischen Beamtengrabern des neuen Reiches: Texte und Vignetten. Mainz um Rhein, 1984. P. 16, Abb. 15) и Hnsw-mSw (TT30, Шейх абд эль-Курна, XX дин.) (Ibid. P. 17, Abb. 19), на которых изображена сцена игры между супругами (Тарасенко Н. А. Указ. соч. С. 125, прим. 126).

49 Piccione Р. А. ш Search of the Meaning of Senet // Archaeology. L., 1980. № 33.

P. 85.

50 Lapp G. Totenbuch Spruch 17. Synoptische Textausgabe nach Quellen des Neuen Reiches / Totenbuchtexte. Bd. 1. Basel, 2006. S. 6-7 (c-d).

51 Любопытно, что с XIX династии именно змей Мехен становится божеством-покровителем игры snt (Kendall Т. Op. cit. Kol. 654. Piccione P. A. The Historical Development. Chap. IV. 4 (поп vidi)).

52 По мнениюГ. Гёдике, snt здесь нетолько игра, но такжеи некий «каламбур» / «ребус» («рип»), т.е.: «As a hieroglyph it has the phonetic value mn with the common meaning "to remain", the sole player sitting at the game-board can thus be rendered, "may N remain"» (Goedicke H. Ancient Egyptian Vision of Eschatology // Papers Presented in Honour of G. E. Freeman / Journal of the Society for the Studies of Egyptian Antiquities. Toronto, 1998. Vol. 25. P. 39).

53 Piccione P. A. Mehen. P. 46.

54 Здесь в переводе мы следуем А. Е. Демидчику (Демидчик А. Е. Представления о •гнпстекой государственности в «Поучении царю Мерикаре». Рукопись диссертации Ийнд. ист. наук. М., 1994. С. 61), который справедливо указал на отображение в структуре изречения «временного ряда» космогонической мифологемы (Там же. С. 67-69), дав объяснение «кажущемуся противоречию» «между первым предложением, где творцом является «сердце», а местом действия — кольца Mhn и вторым, где в роли создателя выступает демиург, находящийся «во вратах горизонта» (Там же. С. 68). По мнению исследователя, с которым мы полностью солидарны, «в первом предложении речь идет о возникновении замысла внутри демиурга, а во втором — о его осуществлении... носи-телем действа выступает уже сам Владыка всего»... который... «пребывает «во вратах горизонта», т.е. готов принести дневной свет. С этого момента «объективизация» замысла вне тела бога-творца оказывается возможной» (Там же).

55Backes В. Op. cit. S. 427. Bickel S. Op. cit. S. 53, Anm. 37. Hornung E. Conceptions of God in Ancient Egypt. The One and the Many. Ithaca, New York, 1996. P. 163-164.

56 Ср.: Чегодаев М. А. Саркофаг Сепи. С. 201. Piankoff A. Op. cit P. 35. Lesko L. The Ancient Egyptian Book of Two Ways. Berkley, Los Angeles, L., 1972. P. 130. Faulkner R. O. The Ancient Ejgyptian Coffin Texts. Warminster, 1994. Vol. HI. P. 167. Barguet P. Textes des Sarcophages Egyptiens du Moyen Empire. P., 1986. P. 663. Backes B. Op. cit. S. 121. Hornung E. Conceptions. P. 163.

57 Чегодаев M. А. Саркофаг Сепи. С. 201.

58 Ср.: BickelS. Op. cit. S. 53.