Шевченко М. В.

Брачно-семейные отношения в художественных памятниках Древнего Египта

Еще 20 тысяч лет назад человек пытался передать свои мысли, ощущения посредством рисунка и скульптуры. Очевидно, в этом проявилась присущая человеку потребность в освоении, познании мира. Она толкала человека к определенным действиям, которые он сам для себя объяснял с помощью фантастических, мифологических категорий.

Историки, изучающие жизнь древних египтян, обращаются к памятникам их изобразительного искусства как едва ли не главному источнику, дающему представление не только об их мировосприятии, но и обо всех сферах их жизнедеятельности, в том числе о быте фараонов, придворных, солдат, крестьян, ремесленников, строителей, танцовщиц...

Нередко египтяне разного социального статуса показаны в кругу семьи. Уже ко времени Древнего царства (ХХ1Х-ХХП1 вв. до н. э.) в Египте выделилась малая брачная семья, которая, однако, еще сохраняла значительные пережитки большой патриархальной семьи. Она обычно состояла из мужа, его жены, детей, иногда матери, братьев и сестер.

О значимости института брака и основанной на нем семье сообщают литературные источники, законодательные акты. Влюбленные мужчина и женщина предстают перед нами на рельефах гробниц знатных вельмож и фараонов. Примеров изображения мужа и жены, отца и дочерей, фараона и богини времени Древнего царства сохранилось достаточно, чтобы мы могли выделить некоторые закономерности представлений египтян о семье.

Владельцами частных гробниц были обычно мужчины. Женщины, как правило, погребались с ближайшими родственниками мужского пола1.

47

Мужчина царского рода часто изображался атлетом, в самом расцвете сил, хотя на самом деле он мог быть полной противоположностью этому образу2.

Жена владельца гробницы, как и ее муж, изображалась идеализированно. Впрочем, по-видимому, она идеализировалась не столько в соответствии с традициями египетского искусства, сколько в соответствии с развитием канона мужского восприятия женщин.

Одна из традиций египетского изобразительного искусства заключалась в том, что цвет женского лица должен был быть кремово-желтого цвета, в то время как у мужчин — красно-коричневым3. Кремовый цвет женского лица, возможно, был выбран для того, чтобы показать, что женщины меньше испытывали на себе влияние солнечных лучей, поскольку больше времени проводили дома или под навесом, занимаясь домашней работой (а вовсе не как показатель мужского предпочтения). Даже если это и так, элемент предпочтения мягкой коже, огрубевшей от солнца, вполне очевиден.

В соответствии с другой художественной традицией фигура самого важного человека на рельефе должна была быть самой большой по размерам, и на многих изображениях женщины выглядят намного меньше, чем их мужья (муж, среди прочего, был и владельцем гробницы). Есть исключения и у этого обычая, особенно среди цариц, которых, вероятно, из-за царского статуса, изображали такой же величины, как и их мужей. На многих групповых статуях мужчина изображен с женой и детьми, иногда со своей матерью или богиней4. Большие размеры изображения мужчины, вероятно, демонстрировали реальное физическое различие между полами. В некоторых группах, особенно в эпоху Древнего царства, это различие особенно подчеркивалось5. В литературе жена описывается как «маленькая женщина», склонившаяся у ног своего мужа, что позволяет представить ее более хрупкой и

48

скульптурах она сидит от мужа с левой стороны, которая в Египте считалась подчиненной правой6. В дошедших до нас египетских текстах правая сторона всегда связывалась с западом, а левая, соответственно, с востоком7. Интересно, что правая сторона была «лучше», чем левая: она связывалась с благом, прочностью и истинностью, а левая, вторичная по отношению к правой, отождествлялась с ложью, слабостью и всяческими бедами. На изображениях, где мужчина сидит с матерью и женой, последняя находится по левую сторону от мужчины. Здесь, вероятно, отмечен факт большего почитания матери, чем супруги.

Если сравнить изображения мужа и жены, относящиеся к Древнему и Новому царствам, то в период Древнего царства мастера, в нарушение естественной геометрии «заслонений» (колени жены частично заслоняют мужа), делали всегда так, чтобы муж во всех частях изображения заслонял жену, осуществляя подобным образом знаковое подчеркивание его значительности (см. Рис. 1). Действительно, в таком случае ноги жены оказывались заслоненными не только мужем, но и скамьей. Тогда жена принимала немыслимую позу: она, сидя слева от мужа, клала ему свою левую руку на плечо.

В период Нового царства (XVI-XI вв. до н. э.) художник решительно предпочитает естественность, считая, что для подчеркивания приоритета мужа вполне достаточно того, что он показан перед женой.

Несмотря на присущий египетскому искусству формализм, обусловленный наличием строгих канонов, изображения супружеских пар передают нежные и теплые отношения между мужем и женой. Когда бы женщина ни изображалась рядом со своим мужем, на статуях или на рельефах, она всегда держит свою руку на его талии или плече: это положение руки показывало, что ролью жены было воодушевлять и поддерживать супруга8.

На некоторых рельефах женщины изображены со своими мужьями. Они принимают непринужденные позы: сидя, слушая игру на музыкальных инструментах, поглаживая обезьянку или гуся. Женщина нередко держит цветок лотоса, а ее голову украшает тяжелый парик; на этом же рельефе изображено, как супруг охотится на болотах Дель-

49

 

Рис. 1. Изображение супружеских пар в эпоху Древнего (слева) и Нового (справа) царств.
Рис. 1. Изображение супружеских пар в эпоху Древнего (слева) и Нового (справа) царств.

щины. Физическая красота женщины была наиболее излюбленной темой древнеегипетской поэзии10.

Статуи одиноких женщин встречаются сравнительно редко, особенно в ранний период развития искусства в Древнем Египте. Это может свидетельствовать о том, что в архаические времена женщина не мыслилась отдельно от супруга или родственника мужского пола. Очень интересным явлением в египетском изобразительном искусстве были новые варианты статуэток женщин с детьми. Так, в небольшой нише скромной мастабы были найдены замурованными две парные статуэтки — мужчины, сидящего в традиционной позе заупокойных статуй, и женщины с ребенком на коленях, которого она крепко обхватила обеими руками. Существует точка зрения, что это изображение владельца гробницы и его жены с ребенком. Этому вполне соответствует и строгая поза женской статуэтки: так была показана и царица Анхнесмерибра II (2235-2289 гг. до н.э.) с сыном Пепи II (2279-2219 гг. до н. э.) на коленях11. Подражание царской чете приводило к появлению изображения счастливой семьи у менее родовитых египтян.

Незначительное количество статуэток женщин с детьми затрудняет определение их назначения. Возможно, что некоторые такие статуэтки имели магическое значение и помещались в гробницы с просьбой о даровании потомства детям погребенного вельможи. Такое предположение можно высказать, основываясь на том, что подобного рода фигурки уже встречались в древнейшие времена12.

Сам факт возрастания количества изображений женщин с детьми во времена Древнего царства очень показателен в свете того внимания, которое проявилось в египетском искусстве к образу матери. Не случайно в это же время в «Текстах пирамид» при описании младенца-царя, рожденного богиней, рисуется не отвлеченное, возвышенное божество, а, наоборот, правдивый в своей непосредственной простоте образ матери, спешащей на крик голодного ребенка: «Мать этого Пепи! Он кричит — дай ему твою грудь, пусть Пепи сосет ее!» «Сын мой, Пепи, царь мой! Возьми себе мою грудь, да сосешь ты ее, царь мой, да живешь ты, царь мой, — ибо ты мал, царь мой!»13.

Одновременно гораздо лучше начинают трактовать и фигуры детей, как это видно на примере двух статуэток мальчиков: скульптор с большим умением и наблюдательностью передает пропорции детского тела и выражение детского лица14.

Можно предположить, что некоторые статуэтки работающих людей, обнаруженные в гробницах, изображали детей умершего, занятых ритуальным приготовлением пищи для своего отца. В полном соответствии с этим фактом на рельефах показаны сыновья покойного, обрабатывающие поля, предназначенные для обеспечения культа отца, или ловящие для него рыб. Подобные изображения отражали основную идею древнеегипетского заупокойного культа, согласно которой в обязанности детей покойного, в первую очередь сыновей, входила забота о заупокойном культе родителей (равно как и дедов). В «Текстах пирамид» прямо сказано, что «сын сеет ячмень и сеет полбу и приносит жертвы отцу, отец же смотрит за домом своих живущих», т. е. заботится о благополучии своих потомков15.

Не следует, конечно, думать, что дети вельмож в действительности обрабатывали землю, ловили рыбу или растирали зерно для жертв: все эти работы выполняли люди, приписанные вместе с землями к гробнице умершего для обеспечения его заупокойного культа. Статуэтки же и росписи были лишь воплощением той идеи сыновней заботы о посмертном существовании отца, которая была закреплена в приведенном изречении «Текстов пирамид».

С течением времени такие статуэтки детей умершего вельможи были, по-видимому, полностью заменены фигурками слуг и рабов. Здесь и гончары за работой у гончарного круга, и кузнецы, раздувающие пламя в горне при помощи трубки, а также музыканты с арфами и играющие дети.

На рельефе гробницы Птаххотепа (знатного вельможи одного из фараонов V династии) сохранилось изображение группы играющих детей. Композиция поражает необычной для древнеегипетского мастера смелостью: мужчина, встав на четвереньки, катает двух сидящих на его спине мальчиков (См. Рис. 2).

Был ли это слуга, развлекающий детей хозяина, или сам отец играл с сыновьями? В любом случае, очевидна трепетная любовь египтян к своему потомству. Сыновья и дочери (!) представлены на семей-

Рис. 2. Рельефы из мастабы Птаххотепа в Саккаре: а) Играющие дети; б) Мужчина, играющий с детьми.
Рис. 2. Рельефы из мастабы Птаххотепа в Саккаре: а) Играющие дети; б) Мужчина, играющий с детьми.

ных портретах рядом с родителями. На рельефах и росписях дети изображены в неформальных позах, поскольку само детство не может быть заключено в какие-либо строгие рамки.

Таким образом, древнеегипетское искусство, подчиненное тайнам заупокойного культа, по своим эстетическим нормам, полностью отличалось от искусства в нашем понимании. Древнеегипетское искусство не предназначалось для созерцания, у него была более высокая, священная миссия: служить душам умерших и той вечной жизни, которая ожидала их после земной смерти.

Огромную роль в развитии искусства Древнего Египта сыграла мифология как отражение мировоззрения и мировосприятия египтян. Уже в эпоху Древнего царства умершие фараоны отождествлялись с Осирисом, воскрешенным своей женой Исидой, и, по верованию египтян, благодаря магическому погребальному обряду они могли возродиться вслед за Осирисом в потустороннем мире. В погребальных сооружениях жена часто представлена рядом с мужем на семейных статуях. Она изображается как существо, верное и преданное своему супругу. Дети же понимаются как гарантия вечной жизни, продления рода, сохранения доброго имени отца, и, наконец, как зримое свидетельство любви и нежности родителей.

53

 

Семья считалась величайшим благом у всех народов Ближнего Востока, но только в Египте мы можем встретить такое количество семейных групповых портретов. Это позволяет сделать вывод о том, что египтяне крайне дорожили семейными отношениями, теплотой брачных уз и всячески старались с помощью литературы и искусства оставаться в кругу близких людей не только в жизни, но и после физической смерти.

 

1 Watterson В. Women in Ancient Egypt. Oxford, 1996. P. 66.

2 Впрочем, были и исключения: например, статуя известного карлика Сенеба (2530 г. до н. э.), найденная в его гробнице в Гизе, изображает его как карлика, несмотря на то, что он, вероятно, мог приказать скульптору изобразить его как человека нормального роста. См.: Искусство Древнего Египта. М., 1972. Илл. 46 (Карлик Сенеб и его семья).

3 Искусство Древнего Египта. Илл. 24-26. (Статуи принцессы Нофрет и принца Рахотепа.)

4 Там же. Илл. 43. (Фараон Микерин с богинями).

5 См.: Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: Хрестоматия / Сост. И. А. Химик. СПб., 2004. С. 172.

6 Искусство Древнего Египта. Илл. 41. (Супружеская пара).

7 Солкин В. В. Египет: Вселенная фараонов. М., 2001. С. 32.

8 См.: Мировая художественная культура. С. 398 (Жрец Тенти и его жена).

9 Солкин В. В. Ук. соч. С. 59. (Фрагмент рельефа с изображением вельможи Каи с супругой).

10 Watterson В. Op. cit. Р. 112.

11 Солкин В. В. Ук. соч. С. 331 (Царь Пепи II на коленях своей матери, царицы Анхнесмерибры II).

12 Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. СПб., 2001. С. 86.

13 Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1986. С. 56.

14 Каирский музей, №128, и из собрания Калифорнийского университета.

 

15Монтэ П. Египет Рамсесов. Смоленск, 2000. С. 71.