Старейший мастер дзен и его искусство суровой любви

- Как бы поступил Будда? (Хемез Спрингс, Нью-Мексико)

Каждый год весной и осенью искатели просветления стекаются сюда со всего света, чтобы узнать ответ на этот вопрос. Они приезжают на непростые недельные ретриты в дзен-центр «Bodhi Manda», расположенный в красных скалах каньона среди горячих источников и поселений индейцев к западу от Санта Фе.

 

В черных одеждах, вставая в 3 утра на медитационные сессии по 18 часов, где они сидят в позе лотоса в дзендо (зале для медитаций), в молчании поглощая в общем зале вегетарианскую еду, читая мантры и окунаясь в горячие источники, они стремятся жить настоящим моментом и прийти к осознаванию единства всего.

 

Но прежде всего они приезжают для того, чтобы практиковать с ироничным гладколицым японским монахом. Кедзан Джошу Сасаки Роши, — столетний мастер дзен школы Риндзай, один из старейших в мире. Он часто говорит своим ученикам: «Извините, зажился…».

 

Monks escorting Joshu Roshi to a lecture during a recent retreat in Jemez Springs, N.M.
Monks escorting Joshu Roshi to a lecture during a recent retreat in Jemez Springs, N.M.

С тех пор, как он приехал в США с 2 словарями в рукавах монашеских одежд в возрасте 55 лет, прошло 45 лет. Роши, или «достопочтенный учитель», полон сил, путешествует из своего главного центра в Калифорнии в более чем десяток центров, которые открыл он сам или которые создали другие, вдохновившись его практикой. Он наставляет монахов – свыше 25 на сегодняшний день – и подвергает учеников испытанию своей суровой любовью в буддийском стиле.

 

«Просветление? Мне эта тема вообще не нравится», - говорит, негромко усмехнувшись,  Джошу Роши, во время одного из своих нечастых интервью. Беседа ведется через переводчика, мастер говорит по-японски. «Готов поспорить, вы найдете самые разнообразные описания просветления в книжном магазине».

 

Он пожурил американцев за то, что они слишком привязаны к своему образу жизни. В буддизме привязанности рассматриваются как источник страданий.

«Вот почему я всегда злобно кричу на своих учеников», - отметил Роши. «Если вы останетесь привязанными к американской демократии, вы никогда уже вновь не станете лидерами свободного мира».

 

Последователи мастера стараются ухватить его многосложность. «Он не может вам дать что-либо», - говорит Сейджу  Боб Маммоузер, давний ученик, на сегодняшний день – настоятель дзен-центра  в Альбукерке. «Вы сами должны это найти».

 

После Второй Мировой войны американские хипстеры приняли дзен в свою культуру; затем произошел новый взрыв популярности – в 70-х гг. XX века. Сегодня, как сообщает Т. Гриффит Фоулк, профессор религии «Сара Лоурнес Колледжа», на территории США существует 75 крупных дзен-центров.

 

Доктор Фоулк, буддийский монах и редактор проекта переводов древних произведений сото-дзен, считает Джошу Роши выдающейся фигурой школы  Риндзай, чуть менее многочисленной, нежели Сото. Различия между школами также незначительны.

 

Как и другие мастера, говорит доктор  Фоулк, Джошу Роши может проследить свою линию передачи в дхарме, или буддийском комплексе поучений, на протяжении столетий, от одного поколения учителей к другому, вплоть до самого Будды, или Пробудившегося, которого звали Сиддхартха Гаутама и который родился, предположительно, около 563 года н.э. в месте, где ныне расположен Непал.

 

Джошу Роши родился в семье крестьян в Сендае, на севере Японии. Там он и рос до Первой Мировой войны, мечтая стать солдатом.

«Я помню, как я думал, что Германия стала очень-очень сильной страной, и что вот, у них появились самолеты», говорит Джошу Роши через своего переводчика, Гико Рубина, буддийского монаха из Альбукерке. Но война изменила его мнение. Затем заболел и умер его старший брат. «Возможно, это была одна из первых причин, по которым я захотел стать монахом», - сказал мастер.

 

Когда Джоши было 14 лет, его наставник спросил своего юного ученика: «Сколько лет Будде?».  «Возраст Будды и мой возраст – одинаковы». Этот ответ, произнесенный спонтанно, поразил мастера, и Джоши встал на путь монаха.

 

В 1962 году два ученика дзен из Калифорнии написали в японский храм, где проходил обучение Джошу, с просьбой об учителе. Тогда и выбрали Джошу Роши. Когда он прибыл в Америку, весь его багаж состоял из двух словарей, англо-японского и японо-английского. Он обустроился в гараже в Лос-Анджелесе, где практиковал вплоть до сонования Риндзай-джи Центра на Симаррон Стрит. Сейчас это – основной храм Джошу Роши, и он до сих пор живет здесь со своей женой. К 1970 году он организовал центр обучения на месте бывшего лагеря бойскаутов Маунт Болди, в горах Сан-Габриэль. В 1972 году одна его ученица и спонсор пригласила его в Нью-Мексико. «Найдете горячие источники – я приеду». Источники она нашла, и мастер приехал. Так был основан «Bodhi Manda» – «круг просветления».

 

Одним из его самых известных учеников был, пожалуй, Леонард Коэн – поэт и исполнитель песен. Он обучался у Джошу и провел большую часть 90-х в уединении в Маунт Болди, откуда вышел с приливом творческой энергии.

 

Джошу Роши дает каждому ученику коан, вопрос, который ставит в тупик, но при этом указывает на некую абсолютную истину. Один из них – «Как ты переживаешь Бога, слыша звук моей палки?». Он встречается один на один с каждым учеником 4 раза в день, и каждый день читает лекцию, или тейшо, сидя на возвышении в зале для размышлений.

 

«Буддизм не признает существование Бога, сотворившего мир», сказал он в одной из недавних бесед. «Но при этом», - добавляет он, - «буддизм и не отрицает существования Бога».

 

Среди тех, кто приехал на ретрит в ноябре и заплатил 450 долларов в неделю за проживание и питание, - Джодо Джон Кэнди, 61 год, монах и бывший (сейчас на пенсии) работник парка аттракционов из окрестностей Сиэттла. Он приезжает сюда дважды в год с 1987 года. «Когда звонит колокол, внутри тебя тоже все звенит», - говорит господин Кэнди.

 

Еще один постоянный ученик –  доктор Лу Трост, 55 лет,  семейный врач из Альбукерке, который вырос в семье пресвитерианцев и женат на враче, практикующей учение бахаи. Он  говорит, что ищет здесь ответ на профессиональный вопрос: как жить в текущем моменте, концентрируясь на заботе о пациенте, когда тебя отвлекают повседневные проблемы.

«Это легко», сказал Джошу Роши позже. «Просто свети, как светит все время солнечный свет».

 

Шодо Ламсон, 32 года, управляющий школьной недвижимостью из города Боулдер в штате Колорадо,  также часто приезжает сюда. Господин Ламсон говорит: «Находиться в одной комнате с человеком, которому 100 лет, и который провел все это время, углубляя свои отношения с Вселенной, - это всегда очень сильный опыт».

 

Монастырем управляет Джиун Хосен Ошо, 56 лет, бывшая медработница из Монреаля. Она  воспитывалась в католической семье, но всегда тяготела к буддизму.  Тридцать лет назад она решила стать ученицей Джошу Роши и теперь помогает ему в его путешествиях.  Ее обязанности в ретритном центре выполняет 18-летняя выпускница школы в Альбукерке Эмили Робинсон. Она решила отложить поступление в колледж, и сейчас продвигается в своем развитии столь быстро, что ей предложили стать монахиней. Она еще не приняла окончательного решения. «Я всегда думала, что хочу стать монахиней, пока не поняла, что это действительно возможно», - поясняет она.

 

По словам Роши, все последователи мастера являются потенциальными преемниками, но пока что он не готов принять конкретное решение. «Это очень сложно. Есть такие вещи, о которых я не могу объявить».

 

«Однако», добавил он, «если появится человек, который сможет полностью отказаться от своего эго и реализовать состояние абсолютного нуля, в котором нет ни субъекта, ни объекта, а плюс тождественен минусу, - такого человека, пожалуй, я мог бы назвать своим преемником».

 

«Тогда», сказал Роши, «я мог бы сделать перерыв –  и был бы счастлив».

 

 

Published: December 9, 2007