Краткая история буддизма в Тибете

Из лекции Ламы Дампа Тхайе

Содержание

 

1. Введение

2. Раннее распространение

  • Ньингма

3. Позднее распространение

  • Кадам
  • Кагью
  • Сакья

4. Гелуг

5. Риме

 

 


1. Введение


Когда мы принимаем кого-либо в качестве духовного наставника, нам необходимо испытывать к этому человеку доверие. Поэтому, прежде чем присоединиться к его или ее школе,  мы должны изучить ее, что, по сути, означает изучение истории передачи дхармы в рамках определенных школ.

Патрул Ринпоче сказал: " Духовный учитель - наш истинный проводник к освобождению и всеведению, и необходимо следовать за ним с уважением. Мы достигаем этого в три этапа: сначала - испытывая учителя, затем следуя за ним, и, наконец, подражая ему в уровне реализации и поступках"1.

Таким образом, в том, что касается первого пункта - испытания учителя, нам необходимо развить доверие к его поучениям. Хорошим показателем истинности поучений является их происхождение. Мы можем проверить истинность источника учения, посмотрев на его историю. Таким образом, мы сможем сохранить только действительно чистые поучения.

К тому же, изучение истории дает нам возможность развить огромное уважение к линии учителей прошлого, а также к их преемникам, нашим учителям. Это ведет к открытости и преданности, второму пункту в поучении Патрула. Что же касается третьего пункта, то изучение истории может вдохновить нас на подражание качествам учителей прошлого. Когда мы читаем истории их освобождения, в нас зарождается стремление быть похожими на них, и мы можем применять их опыт в нашей современной жизни.

Вы можете спросить, почему следует изучать историю тибетского буддизма. Потому, что он напрямую связан с нашей ситуацией. Исторические личности тибетского буддизма являются нашими непосредственными "родственниками": мы следуем их традициям, у нас есть живая связь с их поучениями. Мы - следующее звено в непрерывной линии передачи поучений.

Любая история дхармы - это рассказ о том, как передавались учения Будды. Итак, мы начинаем с Будды Шакьямуни. Дхарма передавалась от него разными способами. Существует три основных комплекса поучений (так называемые «три корзины» - санскр. «Трипитака»), - Сутра-питака, направленная на трансформацию агрессии, Абхидхарма-питака, связанная с преобразованием неведения, и Винайя-питака, служащая для трансформации желания. Эти три комплекса образуют основу хинаяны и махаяны. Помимо них, Будда учил и тантрам - ваджраяне, представляющей собой кульминацию этих трех путей. Тантры, переданные ученикам, продвинувшимся более всего на пути, позволяют алхимически трансформировать омрачения ума.

Затем, начиная с I века н.э., стали создаваться комментарии, содержащие развернутые пояснения к учениям Будды. Нагарджуна и Асанга - величайшие из учителей Индии, составлявших эти комментарии. Нагарджуна известен тем, что учил философии Срединного пути - мадхьямаке, учению о пустоте. Асанга, в свою очередь, давал поучения "будда-природа" и "только ум" 2. От них, как и от других мастеров, мы получили в наследие шастры - поясняющие комментарии к словам Будды.

В VI-X вв. н.э. появляются махассиддхи Индии, восемьдесят четыре йогина ваджраяны, которые создали практики, облегчающие реализацию тантрических поучений. От них до нас дошло обширное литературное наследие.

Распространение трех колесниц буддизма в Тибете часто описывают как процесс, происходивший в два этапа: раннее распространение школы Ньингма и позднее,  в XI-XII вв. н.э., распространение поучений, которые стали ассоциироваться со школами Кадампа и Кагью. Различия между этими тремя школами минимальны: каждая концентрируется на определенном собрании поучений, но все обладают совершенными и полными методами для достижения просветления. В любой из них имеются все необходимые поучения, все вносят свой вклад в полноту буддизма, и каждая сохраняет его основные принципы.

2. Раннее распространение


Ньингма

 

Падмасамбхава
Падмасамбхава

Школа Ньингма сложилась в Тибете во время раннего, или первого, проникновения, и влияние ее на другие традиции очень велико. Так, судя по всему, существует очень малое количество опытных практиков Кагью, которые бы не были частично последователями Ньингмы.

Буддизм пришел в Тибет в конце VIII века н.э. Некоторые контакты происходили и ранее, но именно в конце VIII века произошло первое эффективное проникновение. Шакьямуни жил около 500 года до нашей эры, поэтому прошло 1300 лет, прежде чем буддизм укоренился в Тибете. При этом, от тибетской границы до Лумбини в Индии, места рождения Шакьямуни - всего лишь около 300 километров.

С ранним проникновением связаны три ключевые фигуры:

  • Царь Трисонг Децен - позднее его стали считать излучением бодхисаттвы Манджушри.
  • Настоятель Шантаракшита, которого приблизительно в 780 году пригласил царь Трисонг Децен с целью установления буддизма. Так как, согласно изначальному замыслу, тибетцев хотели обучать философским текстам и посвящать в монахи, царь и Шантаракшита попытались основать первый тибетский буддийский монастырь в Самье, к юго-западу от Лхасы. Однако эта первая попытка привить буддийские поучения в Тибете оказалась неудачной. Пандит столкнулся с большим сопротивлением с трех сторон: приверженцев местной религии Бон, политических врагов царя и местных тибетских духов.
  • Мастер ваджраяны Падмасамбхава, которого пригласили в Тибет царь Трисонг Децен и Шантаракшита. Падмасамбхава известен как Гуру Ринпоче, "Драгоценный Учитель". Он усмирил все враждебные силы при помощи своих сиддх (духовных сил), сделав, таким образом, возможным строительство монастыря Самье и передачу всех поучений - как сутр, так и тантр.


Падмасамбхава считается равным Будде, его часто называют "вторым Буддой из Уддияны"3. Он стоит у истоков внутренних тантрических учений - махайоги, ану-йоги и атийоги. С помощью Вималамитры из Западной Индии и других индийских сиддхов, Падмасамбхава заложил эти три основополагающих учения школы Ньингма. "Ньингма" означает "древний", и, фактически, это название появилось после второго, или позднего, проникновения буддизма в Тибет, когда приверженцы линии Падмасамбхавы стали называть себя "древними".


Передача учений Ньингмы оказалась под угрозой, когда, около 840 года, царь Лангдарма попытался остановить распространение дхармы. После убийства царя Тибет оказался ввергнут в хаос, а судьба дхармы выглядела довольно неопределенно. Лангдарма закрыл почти все, и без того малочисленные, монастыри, что имелись в стране, вследствие чего изучение буддийской философии, которой занимались, прежде всего, монахи, практически прекратилось. Однако передача учений ваджраяны продолжилась двумя способами: кама - "устная передача", и терма - "скрытые сокровища". Среди учеников Падмасамбхавы было очень мало монахов, поэтому поучения трех высших тантр сохранились, будучи передаваемы в йогических общинах. В своем всеведении Падмасамбхава предвидел  различные препятствия на пути будущих практиков дхармы. Поэтому он создал условия для того, чтобы у них были учения, с которыми они могли бы работать.

С помощью своей жены Еше Цогьял и ученика Вайрочаны-переводчика4, он "сокрыл" определенные учения. Эти скрытые сокровища принимали две основные формы: са-тер и гонг-тер. 


Са-тер - "сокровища земли", священные тексты, спрятанные в пещерах или озерах.

Учения второго типа -  гонг-тер - не представляли собой какой-либо физический объект, но были спрятаны в потоке ума учеников Падмасамбхавы, которые затем перерождались, и в следующих своих воплощениях находили учения в своем уме.

Сокрытие, как правило, происходило следующим образом:

  • Благословение. Падмасамбхава благословлял одного из двадцати пяти главных его учеников, засевая, таким образом, семя реализации конкретного учения.
  • Предсказание. Затем он предсказывал их перерождение в качестве тертона, "раскрывателя сокровищ", и учение, которое они раскроют.
  • Поручение. Затем он вручал дакиням код, который поможет тертону расшифровать учение.

Тертоны рождались в то время, когда сокрытые поучения наиболее соответствовали омрачениям, от которых страдали люди; с момента раскрытия учения начинали передавать обычным образом. Гуру Ринпоче предсказал 108 главных раскрывателей сокровищ. Раскрытые ими учения помогли оживить дхарму в Тибете, особенно в рамках традиции Ньингма. Хотя учения сами по себе не отличались от тех, что передавали через непрерывную линию устной передачи, в них есть свежесть и особая уместность в контексте того времени, когда они появлялись.

Одно из самых знаменитых скрытых сокровищ - так называемая "Тибетская книга мертвых" 5.


Так, в шестнадцатом веке жил великий раскрыватель сокровищ Джацон Ньингпо. У большинства тертонов были  супруги, которые оказывали им неоценимую помощь, но Джацон Ньингпо, в отличие от них, был монахом. Он раскрыл поучения Кончок Киду, "Воплощение Трех Драгоценностей" - цикл сокровищ, достаточных для того, чтобы привести практикующего к полному просветлению. Еще одна значительная фигура - Чогьюр Лингпа (1829-1871), который нашел множество терма, в том числе и учения Ваджракилаи, очень эффективную и актуальную для нашего времени практику.


Возможно, величайшим из всех мастеров школы Ньингма был Лонгченпа (1308-1363), один из "Трех Манджушри Тибета". Школа Ньингма стала возрождаться в четырнадцатом веке, и вклад Лонгченпы, помимо прочего, состоял в том, что он создал общую структуру учений этой традиции, логическую последовательность, состоящую из девяти колесниц6, более точную, чем классификация трех колесниц7, но не противоречащую ей. Кульминацией их являются три внутренние тантры. Лонгченпа доказал, что Маха-сандхи, или Дзогчен, является аутентичным буддийским учением. Он опровергнул возражения тех, кто ставил его аутентичность под сомнение, руководствуясь тем фактом, что Дзогчен происходит из другой линии более поздних тантрических поучений8. Таким образом, Лонгченпа проделал огромную работу по систематизации и защите школы Ньингма. Видьядхара Джигме Лингпа (1730-1797), которого считают перерождением Лонгченгпы, продолжил его дело и очень эффективно распространял учения Лонгченпы.


До XVI-XVII веков у ньингмапинцев не было больших монастырей9, поэтому большинство практикующих этой школы были йогинами, медитировавшими в отшельничестве или в ретритных центрах. В отличие от других школ, в традиции Ньингма не существовало организованной иерархии. По этой причине они были ближе к обычным людям по сравнению с другими школами. Хотя это и вызывало часто обвинения в том, что на них слишком сильно влияет небуддийская культура, доказательств, это подтверждающих, не существует. Сегодня в школе есть и мастера-миряне, и мастера, давшие монашеские обеты. Здесь также можно отметить, что великие мастера других школ принимают и практикуют учения Ньингма, особенно терма, потому что они обладают великой силой и значимостью в те времена, когда их находят.


Можно провести различие между подходом Дзогчен и обычными колесницами. В случае с обычными колесницами, практикующий продвигается по пути, отказываясь от негативных действий и мыслей и накапливая положительные формы восприятия и поведения. Таким образом, здесь будда-природа рассматривается, как нечто внешнее. Некоторые колесницы рассматривают ее, как присутствующую в виде потенциала, однако потенциал этот менее ценен либо отличается от цели, как семя отличается от плода. С этим подходом к будда-природе мы встречаемся в учениях обычной  махаяны и в некоторых низших тантрах.


В Дзогчен утверждается,  что, в конечном счете, нет различий между буддами и прочими живыми существами. Таково видение Дзогчен, "видение изначальной чистоты", или кадаг. Основополагающая природа осознавания абсолютно чиста, она рассматривается как дхармакайя - высшая форма будды, или "тело истины". В чувствующих существах дхармакайя пока еще скрыта преходящими омрачениями, за которыми - полное присутствие будды, а не просто семя. Таким образом, это не «путь» как таковой, а осознание нереальности омрачений.


Введение в истинную природу ума, или ригпа, осуществляется мастером. Оно может происходить тремя способами: через словесные инструкции, через символы или, что наиболее эффективно, передачей из ума в ум. Как только такое случается, нам надо пребывать в этом состоянии или постоянно актуализировать его, пока наши иллюзии не растворятся и не проявится будда-ум.



3. Позднее проникновение

Атиша Дипанкара Шриджняна (980–1054)
Атиша Дипанкара Шриджняна (980–1054)

Ранее мы упомянули о том, как убийство царя Лангдармы привело к периоду хаоса в Тибете. По сути, централизованной монархии в стране не было еще в течение 400 лет после этого события. К началу XI века возникла вторая волна передачи дхармы из Индии.


Важную роль в новом проникновении сыграли переводы тантрических учений тибетскими учеными, такими, как, например, Ринчен Зангпо. Благодаря им, те тантры, что не пришли в Тибет во время первой волны - Хеваджра, Калачакра и Чакрасамвара, теперь распространились среди многих практикующих.


Возможно, величайшей личностью, пришедшей из Индии в те времена, был Атиша. К тому времени, когда он,  в возрасте шестидесяти лет, прибыл в Нгари (один из округов Тибета), царская семья этого региона стала замечать, что в буддизме появились некоторые изъяны. Возник разлад между последователями тантры и монахами. Некоторые люди оправдывали свое негативное поведение, прикрываясь тантрической практикой10. Царская семья хотела очистить буддизм от этих злоупотреблений, пригласив пользующегося авторитетом индийского мастера. Было бы невозможно отыскать более сведущего и реализованного учителя, нежели Атиша.


Атиша был держателем обетов винаи и специалистом по четырем школам буддийской философии - вайбхашике, саутрантике, читтаматре и мадхьямаке, а также полностью владел тантрическими учениями. Более того, он получил от богини Тары указание идти и распространять учения, в особенности те, что связаны с Тарой. Его главным литературным вкладом стало известное произведение "Светоч на пути к Пробуждению".

 

Будучи приверженцем как тантрических, так и монашеских традиций, как философом, так и практикующим, Атиша смог предотвратить наметившийся раскол в буддизме, продемонстрировав, в частности, что все поучения, какими бы разными они ни были, являют собой один и тот же путь к просветлению.


Кадам


Атиша умер в 1054 году, и его ученик Дромтон основал новую школу. В отличие от последователей Ньингмы, Дромтон сознательно создавал новую школу, основав для этой цели монастырь в Ретинге, а не просто совокупность практик, которые лишь позднее станут рассматриваться в качестве школы. Это школа Кадам, "связанных словом" (т.е. словом Будды). Можно сказать, что в ней существуют три главные линии или направления:


- Линия текстов. Атиша был великим ученым (пандитом). Он подчеркивал, что для понимания философии дхармы необходимо опираться на работы Шантидэвы (например, «Вступая на путь бодхисатвы» 11), и Нагарджуны.

- Линия устной передачи. Это наставления по практике медитации, такие, как поучения Лоджонг, "тренировка ума", предназначенные для достижения альтруистического состояния ума.

- Линия сущностных наставлений. Тантрам обучали более опытных учеников. Сюда входят тантрические наставления по Йидамам, таким как четыре тантрических божества - Шакьямуни, Зеленая Тара, Ченрези и Акала, а также цикл "Шестнадцать капель".


Главными учениками Дромтона были "три брата": Потова, Пучунгва и Ченгава. Школа Кадам, будучи традицией исключительно монашеской, стала распространяться подобно лесному пожару. В XII и XIII веках она была очень влиятельна в центральном Тибете, но к середине XIV века наметился спад. Позднее, как независимая школа, она исчезла.


Характерным учением школы Кадам является Ламрим, "Ступенчатый путь", созданный на основе "Светоча на пути к Пробуждению" Атишы. Это был его ответ на стоявшую перед ним задачу: показать сущностное единство разнообразных учений. Он обозначил три вида практикующих:

  • практикующие низшего уровня - те, кого заботит лишь собственное счастье в этой и будущих жизнях. Для них в дхарме существуют учения по накоплению заслуги.
  • практикующие среднего уровня - те, кто не представляет себе свободы от страдания, пока находятся в сансаре. К этому уровню относятся учения хинаяны и "четыре мысли", первые учения  «Ступенчатого пути».
  • практикующие высшего уровня - те, кто не могут освободиться, оставив других страдать в сансаре.

Когда у человека появляется эта последняя и высочайшая мотивация, это значит, что он вступил на путь Махаяны, Великой Колесницы.

 

Кагью

Гампопа Сонам Ринчен (1079—1153)
Гампопа Сонам Ринчен (1079—1153)

История линии Кагью начинается в Тибете с Марпы Лоцавы (Марпы-переводчика, 1012 - 1097). Марпа объединил два основных потока тантры («дальней» и «близкой» линий) в одной линии передачи.


Учения "близкой" линии происходят от собрания тантр, полученных от индийского наставника Марпы - Наропы, ученика Тилопы. Тилопа жил в середине-конце X века в Восточной Индии. Изначально он обучался в монашеской традиции, но затем стал странствующим йогином. От своих наставников он получил тантрические учения их четырех линий, известные как Четыре Драгоценные Доктрины с четырёх направлений. Он передал их Наропе, который систематизировал их в виде шести йог или доктрин - аспектов практики стадии завершения по использованию ветров, каналов и капель тонкого тела с целью совершенствования ума. Это йоги внутреннего тепла (туммо), ясного света, иллюзорного тела, сновидений, промежуточного состояния (бардо) и переноса сознания.


Марпа предпринял три путешествия в Индию, встретив там ряд мастеров, среди них - Наропу и Майтрипу. От Майтрипы он получил учения "дальней" линии, учения Махамудры, "Великой Печати".  Схожая по природе своей с Дзогчен, Махамудра превосходит даже йоги тонкого тела, позволяя практикующему покоиться в истинном состоянии ума, из которого возникает истинное осознавание.


Как только Марпа получил в полном объеме учения "близкой" линии от Наропы и "дальней" линии от Майтрипы, ученики стали собираться вокруг него на юге Тибета. Марпа женился на Дагмеме; кроме нее, у него было также восемь младших жен. Они являлись воплощением супруги и восьми богинь в мандале Хеваджры. Четырьмя его главными учениками, четырьмя великими столпами, были Нгок Чёку Дордже, Метён Цёнпо, Цуртён Ванг-нге и Мила Жепа Дордже, или Миларепа. В действительности, Марпа хотел целиком передать линию через своего сына, Дарма Додэ, в соответствии с обычаем семейной передачи, но ситуация сложилась таким образом, что линия продолжилась через Миларепу12.

 

Миларепа стал широко известен. Двумя его главными учениками были йогин Речунгпа (в описаниях "луноподобный") и Гампопа ("подобный солнцу"). Передача школы Кагью идет, в основном, через Гампопу.


Гампопа был монахом, получившим обширное образование в традиции Кадампа. Когда он встретился с Милой, ему было тридцать лет, и он уже завершил свое основательное медицинское и монашеское образование. От своих учителей из школы Кадам Гампопа получил наставления ступенчатого пути и посвящение в монахи. Начав учить после смерти Милы, он ввел двухуровневую структуру поучений:

  •  учения Кадам, такие, как "Драгоценное украшение освобождения", по этапам на пути к просветлению.
  •  тантрические учения, наследованные от Миларепы.

Большинство учеников Гампопы изучали его поучения Кадам, и этого метода было достаточно для реализации Махамудры, хоть он и был нетантрическим, так как Гампопа учил двум видам Махамудры - Махамудра сутры и Махамудра тантры. Таким образом, Гампопа известен тем, что объединил два потока: Кадам и учения Махамудры. Он изменил Кагью, введя монашество. Так школа Кагью стала и монашеской традицией.


После того, как Гампопа умер, руководство линией перешло к четырем его главным ученикам, которые основали четыре основные школы Кагью:

  • Пагдру Кагью, основана Пагмо Дру Дордже Гьялпо (1110 - 70), от которой ведут происхождение восемь малых школ.13
  • Баром Кагью, основатель - Барампа Дхарма Вангчунг (ок. 1100)
  • Цалпа Кагью, основатель Щанг Дарма Драг, ученик племянника Гампопы, Дакпо Гомцула.
  • Карма Кагью, или Карма Камцанг, основатель - Кармапа Дюсум Кхьенпа (1110 - 93).

Все эти школы объединял введенный Гампопой синтез монашества и практики, Ступенчатого пути и Махамудры 14.


Наибольшее распространение получила школа Карма Кагью, хотя Друкпа Кагью стала государственной религией Бутана. Кармапа стал первым признанным ламой-перерожденцем в Тибете, переродившись как Карма Пакши (дословно "учитель Кармапа") через двенадцать лет после смерти Дюсум Кхьенпы. Линия шестнадцати перерождений Кармапы продолжается непрерывно вплоть до сегодняшнего дня.


Ученик третьего Кармапы, Рангджунга Дордже, Дракпа Сенге был настолько реализован, что Кармапа признал его равным себе. В качестве символического выражения этого равенства, Кармапа вручил Дракпе красную корону, похожую на его собственную черную15. С тех пор этот ученик стал Шамар Кармапой - Шамарпой, или «Кармапой в красной короне» (в отличие от Шанаг Кармапы, "Кармапы в черной короне"). Другие великие ламы Кагью - Ситу Ринпоче и Джамгон Конгтрул.


На определенном этапе истории была очень распространена школа Друкпа Кагью; Карма Кагью тоже пользовалась большим успехом среди мирян. Эти две школы были практически главными в Тибете. Школа Карма Кагью, хотя ее политическая власть и ослабла после XVII века, преобладала в Ладакхе, Непале, Сиккиме и других регионах.


Характерным для поучений школы Кагью является особое значение, которое в ней придается преданности учителю. И действительно, все школы Ваджраяны подчеркивают это, так как говорится, что никакое постижение природы ума невозможно без благословения гуру. Это нашло отражение в известном высказывании Сарахи: "Когда благословение учителя проникает в ум, это видно столь же ясно, как видно свою ладонь". Подобным образом благословение гуру рассматривается во всех биографиях Кагью: оно имеет решающее значение для достижения реализации. Поэтому Гуру-йога лежит в сердце практики Кагью, в том числе и призывание гуру с целью достижения единства умов гуру и ученика.


Существует высказывание, что кагьюпинцы обучаются не через диспут, но через преданность. Как только возникает преданность, становится возможным благословение, и практикующий может войти в состояние Махамудры. В нем практикующий покоится в естественной простоте обычного ума, без принятия и отталкивания, без рассеянности или цепляния. Осознавание естественным образом возникает из этого спонтанного состояния. Омрачения больше не заслоняют ум, и тогда узнается его природа, подобная ясному свету, так же, как становится видно солнце, когда его не закрывают облака. В Дзогчен вначале происходит введение ученика в истинную природу ума учителем, и затем ученик покоится в этом состоянии. В Махамудре ученик пребывает в этом состоянии, и затем следует введение. Но суть реализации одинакова в обеих традициях. 


Начиная с третьего Кармапы Рангджунга Дордже, Дзогчен и Махамудра были соотнесены друг с другом. Считается, что тот, кто реализовал Дзогчен, реализовал и Махамудру. Аналогичным образом, тот, кто реализовал Махамудру, осознает и Дзогчен.

Сакья

Сакья Пандита Кунга Гьялцен (1182–1251)
Сакья Пандита Кунга Гьялцен (1182–1251)

Богатая история школы Сакья уходит корнями в индийские и тибетские традиции. Фактически, история этой школы начинается с учреждения Дхарма-центра в городе Сакья на юго-западе Тибета в 1074 году. Основал его Кончок Гьялпо из рода Кхон. Эта династия, которая и по сей день остается во главе школы, состояла из практикующих Ньингма, которых привлекли новые тантрические поучения Дрогми-лоцавы и Гьядхары. Среди прочего, они переняли Хеваджра-тантру. Позднее сын Кончока Гьялпо, Кунга Ньингпо, стал первым из пяти великих мастеров. Он также известен как Великий Сакьяпа. Насколько нам известно, он получил все учения сутр и тантр, какие были доступны, а также сохранил такие ньингмапинские поучения, как Ваджракилая. Отсюда проистекают пять главных направлений: Ваджракилая, Хеваджра, Гухьясамаджа, Ваджрайогини и Махакала, а также невероятное изобилие других поучений. Они были переданы двум сыновьям Кунга Ньингпо - Сонаму Цемо и Дракпе Гьялцену, а затем Сакья Пандите. Сакья Пандита был даже более сведущ, нежели его предшественники. Он  овладел такими философскими учениями, как индийская логика, а также изучал мирские науки, например, поэзию и живопись.


Род Кхон не был монашеским, и учения сохранялись посредством передачи в пределах семьи. Однако Сакья Пандита был монахом, и, таким образом, привнес монашество в традицию Сакья; следуя его примеру, большинство практикующих в школе Сакья стали монахами и монахинями. Что же касается династии Кхон, то она практически сразу вернулась к семейному образу жизни. Согласно традиции, главой школы Сакья является представитель рода Кхон, имеющий семью. При этом за пределами рода Кхон мастеров-мирян было сравнительно немного.


Пятым великим Сакьяпой был Чогьял Пхагпа, племянник Сакья Пандиты. Он принес буддизм в Монголию, обратив хана Хубилая, который показал себя великолепным властителем и учеником. В благодарность за посвящение Хеваджры он сделал учителю подношение - Тибет. Таким образом, в Тибете была восстановлена монархия, и в течение 75 лет он находился в руках школы Сакья.


Школа Сакья славится своей разносторонностью: в ней есть как практикующие тантру, так и ученые, достигшие совершенства в различных областях. Она не была так склонна к дроблению, как Кагью. Существуют всего две  подшколы - это Нгорпа, основанная в конце XIV века Нгорченом Кунга Зангпо, мастером Ламдрё, который учредил монастырь Нгор, и Царпа, созданная в XVI веке усилиями Царчена Лосал Гьяцо.


Центральным учением Сакья является учение Ламдрё («Путь-плод»). Оно происходит от Хеваджра-тантры. Его сформулировал в Индии в девятом веке тантрический йогин Вирупа16. Достигнув реализации Хеваждры, он изложил этапы на пути к обретению состояния будды в Тройном видении и Тройной тантре.

Тройное видение - это:

  • Видение всего, что нечисто - взращивание чувства отказа и ухода, которое достигается посредством практики «четырех мыслей».
  • Видение опыта - достигается за счет развития условной и абсолютной бодхичитты с помощью практики шаматхи и випашьяны17
  • Чистое видение - достигается, когда мы слышим о качествах просветления, и в нас возникает стремление достигнуть его через последующую практику.

Затем, если сойдутся все необходимые условия, мы войдем в Ваджраяну через посвящение в Хеваджру, благодаря которой созревают скандхи. Вот составляющие Тройной тантры:

  • тантра основы -  развивает ощущение нераздельности сансары и нирваны, через рассмотрение и того, и другого, как проекций ума. Как только развивается уверенность в этом взгляде, переходят к следующему этапу.
  • тантра пути, в которой содержатся этапы развития и свершения,требующие четырех уровней посвящения.
  • тантра плода, где излагается реализация пяти кай.

Таким образом, практикуя Ламдрё, вы, несомненно, достигнете состояния будды.

Традиция Сакья обладает самым богатым комплексом учений, что нашло отражение в распространенном их названии "держатели всей дхармы".

Итак, три главные школы, которые пришли в Тибет в XI веке, - это Кадам, Кагью и Сакья18. 

 

Гелуг

Цонкапа (1357–1419)
Цонкапа (1357–1419)

Эту великую тибетскую буддийскую школу основал в XIV-XV веке Цонкапа Лобсанг Дракпа из Амдо, провинции на северо-востоке Тибета. Его также называют Дже Ринпоче ("Досточтимый и Драгоценный"). Цонкапа отличается от других основателей школ тем, что в его время связь между Индией и Тибетом, в некотором смысле, уже прервалась. Цонкапа получил все поучения в Тибете. Среди его учителей был Джецун Рендава, философ школы Сакья. Он стал монахом и безупречно соблюдал обеты винайи. Цонкапа выработал собственную интерпретацию мадхьямаки прасангики19. Также он в полноте освоил множество тантр, в особенности Гухьясамаджу, и прославился обширностью своих знаний.


Изначально последователей Цонкапы называли "Новая Кадампа", так как самому Цонкапе в высшей степени импонировали учения Ламрим этой традиции. Позднее Новая Кадампа стала «Гелугпой», что переводится, как "Последователи добродетельного пути". Двумя его главными учениками были Гэндюндруб и Гьялцаб Дарма Ринчен20.


Гелугпа стала очень сильна по всему Тибету; было построено много гелугпинских монастырей. Эта школа была исключительно монашеской, и многих людей привлекал высокий уровень дисциплины в ней. Школа Гелуг после Цонкапы придерживалась одной четко обозначенной философской позиции, в то время как другие школы проявляли больше гибкости в этом вопросе. Так, некоторые практикующие школы Кагью отдают предпочтение мадхьямаке жентонг, но, в то же время, есть и выдающиеся практики Кагью, придерживающиеся воззрения рангтонг. Что же касается Гелуг, то в этой традиции все придерживаются интерпретации мадхьямаки прасангики, предложенной Цонкапой. Он сохранял открытость по отношению к другим традициям, но возможно, философская точность Гелугпы стал одной из причин ее обособленности.

 

Риме

Джамгон Конгтрул Лодро Тхайе (1813—1899)
Джамгон Конгтрул Лодро Тхайе (1813—1899)

Наконец, в XIX веке возникло примечательное движение, известное под названием «Риме». Это движение, выступающее за отсутствие границ между школами, или «экуменическое», не являлось новой школой. Некоторые мастера почувствовали необходимость отойти от сектарианских предрассудков и соперничества. Таким образом, в XIX веке ламы разных традиций (почти все они были из восточной части Тибета) попробовали сформировать более широкое понимание дхармы.  Этот подход отразился впоследствии и на том, как они давали учения.


Среди тех, кто сделал многое для возникновения и распространения движения Риме, можно выделить три ключевые фигуры. Это Джамьянг Кхьенце Вангпо из школы Сакья, Джамгон Конгтрул Лодро Тхайе из школы Кагью и тертон школы Ньингма Чогьюр Дечен Лингпа. Осознав, что все учения Будды являются лекарством от страдания, они решили получить все поучения и передать их друг другу и своим ученикам. Джамьянг Кхьенце вместе со своим главным учеником21 собрал садханы всех посвящений и медитационных практик. Джамгон Конгтрул составил "Пять великих сокровищ".


Целью Риме было не растворить все школы в одну сверхшколу, но сделать границы между ними более прозрачными. Такой подход способствует укреплению дхармы. Дух Риме состоит не в том, чтобы заниматься "духовным шопингом", но в том, чтобы выбирать определенные поучения, понимая, что все они обладают равной силой. Поэтому, следуя пожеланиям Карма Тринле Ринпоче, мы обычно придерживаемся одной традиции, но в духе Риме. За этим подходом - будущее дхармы.

 

Примечания

 

1. Слова Моего Несравненного Учителя, стр. 137, перевод "Padmakara Translation Group", Дели, 1994.


2. Читтаматра или Йогачара.


3. Уддияна;  место рождения Падмасамбхавы, где он появился в облике восьмилетнего мальчика в сердце лотоса. Располагалась на северо-западе Индии (современный Пакистан). Известна как страна дакинь  и практики ваджраяны.

 

4. Вайрочана  - также имя Будды, главы одного из пяти будда-семейств .


5. Подлинное название этого текста - Бардо Тхедол, который был переведен Фримантлом и Чогьямом Трунгпой  как -  "Великое освобождение посредством слушания в Бардо". "Тибетская Книга Мертвых" – название, предложенное У. И. Эванс-Венцем, который являлся одним из переводчиков этой книги на английский язык в 20-х годах XX века.


6.  Девять колесниц это – 

                1. Шравакаяна
                2. Пратьекабуддаяна 
                3. Бодхисаттваяна
                4. Крийатантра
                5. Карья- или упатантра
                6. Йогатантра
                7. Махайогатантра
                8. Ануйога
                9. Атийога 

Первые две колесницы  входят в состав Хинаяны, третья представляет обычную Махаяну, а с четвертой по девятую  – особое направление Махаяны - Ваджраяну.


7. То есть Хинаяна, Махаяна и Ваджраяна, хотя иногда "три колесницы" относят к Шравакаяне, Пратьекабуддаяне и Махаяне.


8. Линия Дзогчен происходит от изначального дхармакайя будды Самантабхадры, и была передана самбхогакайя буддой Ваджрасаттвой в мир людей учителю Гарабу Дордже, жившему примерно через 500 лет после паринирваны Будды Шакьямуни. Позднее передача Дзогчен пришла к Падмасамбхаве через Манджушримитру, Шри Симху и Джнянасутру.


9. Из шести больших  монастырей традиции Ньингма главным является Миндролинг.

 

10. Возможно, это были индуистские практики, связанные с Шивой.

 

11. Бодхисаттвачарьяаватара (тиб. Byang-chub sems-dpa' spyod-pa-la jug-pa). Шантидева,  индийский  мастер, живший в VIII веке, был безупречным в дисциплине монахом и (тайно) реализованным тантрическим йогином.


12. О поразительной истории жизни Миларепы можно прочитать в книгах "Сто тысяч песен Миларепы" и "Жизнь Миларепы".

 

13. Восемь малых школ: Дрикунг, Таклунг, Ямзанг, Шугсеб, Друкпа, Марцанг, Елпа и Тропху.


14. Вкратце об этих школах рассказывается в книге Ламы Джампа Тхайе "Золотая Гирлянда".


15. Которая представляет корону, сплетенную для Дюсум Кхьенпы ста тысячами дакинь из своих волос.


16.  Также известный как Вирупа.

18. Шаматха - медитация успокоения, випассана - медитация проникающего видения.

19. В этот период появились и другие школы. Это Шангпа Кагью, основанная Кьюнгпо Налджором и женская линия Чод Юл "Отсечение эго"  Мачиг Лабдрон. Она была ученицей индийского сиддха Падампа Сангье, основателя школы Шичже - ""Умиротворение страданий". Школа Нендруп Ургьена Ринчен Пала была присоединена к школам Друкпа и Карма Кагью. Другая школа, Джонанг, учителя Долпопа Шераб Гьялцена, критикуемая последователями  мадхьямаки прасангики (см. прим. 19a) за приверженность  воззрениям жентонг, также частично вошла в состав школы Карма Кагью, потеряв свою независимость во времена V Далай Ламы.

 

19a. Мадхьамака представлена двумя основными направлениями: рангтонг и жентонг. Первое утверждает безсущность всех явлений как проявление высшего взгляда, в то время как второе (основываясь на таких поучениях как Уттаратантра шастра Майтрейи-Асанги) - говорит, что абсолютная реальность и пустотна, и сияюща. Прасангика мадхьямика наряду с сватантрикой мадхьямикой принадлежит к направлению рангтонг. Основатель сватантрики мадхьямики, ученик Нагарджуны - Бхававивека. Он критиковал толкование мадхьямаки, данное другим учеником Нагарджуны - Буддапалитой. Впоследствии, Чандракирти, ученик Буддапалиты, написал слова в защиту Буддапалиты, став в результате основателем прасангики.

20. По словам Чогье Тричена, Цонкапа, Кхедрупже и Гьялцаб были учениками лам линии Сакья. См. «История традиции Сакья», издательство Ganesha Press, 1976 год.

 

21.  Джамгон Лотер Вангпо.

 


Об авторе

 

Лама Джампа Тхайе - ученый и мастер медитации буддийских школ Карма Кагью и Сакья, которого наделили полномочиями ламы два его учителя - Карма Тринле Ринпоче и Его Святейшество Сакья Тризин. Мастер родился в 1952 году, в Англии,  в возрасте 20 лет стал учеником Ринпоче, а год спустя встретил Его Святейшество.

Карма Тринле Ринпоче благословил его на то, чтобы передавать многочисленные посвящения, передачи и учения традиций Кагью, Сакья, Ньингма и Кадам. В частности, он получил от Ринпоче знаменитое собрание учений Ваджраяны (известных как  Сто садхан Бари Лоцава), Сто поучений Лоджонг, полный цикл Кончог Чинду и другие работы по философии школы Кагью.

От его Святейшества Сакья Тризина Лама Джампа  получил многочисленные посвящения и передачи четырех классов тантры; наиболее значительные из которых - Тринадцать Золотых Дхарм, Ландре Цокше, эзотерические учения Важдрайогини, Передача Джонанг  восьмидесяти четырех  Махасиддхов и Сто Садхан Нартанга.

Лама Джампа Тхайе - автор различных работ, среди них – «Золотая гирлянда» (1990),  «Путь тибетского буддизма» (2001) и «Дождь ясности» (2006). Его книги и эссе переведены на немецкий, польский, испанский и болгарский языки. Ламе Джампа Тхайе присвоена степень доктора Манчестерского университета за его труд по тибетской истории религии. Также за более чем 20 лет он прочел множество лекций в Манчестерском университете и университете Манчестер Метрополитен. Лама написал вступление к книге Карма Тинле Ринпоче «История шестнадцати Кармап Тибета» (1980) и выступил ее редактором. Помимо этого, он составил ряд статей по религиям Тибета для «Словаря религий» (1980).

В 1974 году Его Святейшество XVI Гьялва Кармапа назначил Ламу Джампа курировать Фонд Карма Кагью в Великобритании, а в 1989 году Дзогчен Понлоп Ринпоче обратился к Ламе с просьбой войти в состав редакционной коллегии журнала "Nalandakirti Journal", выпускаемого монастырем Румтек. Лама Джампа регулярно пишет статьи для онлайн-блога журнала "Tricycle".

 

Перевод www.torchinov.com 

Источник

Ссылки

 

Далай Лама XIV  "Союз старой и новых школ перевода"

 

Намкай Норбу Ринпоче "Краткий обзор тибетских буддийских традиций"

 

Е.А. Торчинов "Буддийская традиция Тибета"